Выпуск газеты Сегодня №107 (1452) за 17.05.2003
РЕЖИССЕР ХОТЕЛ СНЯТЬ ЧИСТУЮ СКАЗКУ, А ПОЛУЧИЛСЯ "КРАХ ИНЖЕНЕРА ГАРИНА"
Экранизацию фантастического романа графа Алексея Толстого "Гиперболоид инженера Гарина" предложили молодому, но, как тогда говорили, подающему надежды Леониду Квинихидзе. До этого режиссер "Ленфильма" поставил несколько историко-политических фильмов: "Первый посетитель" (где главную роль Владимира Ленина сыграл "рефлексирующий интеллигент" Иннокентий Смоктуновский), "Моабитская тетрадь" и "Миссия в Кабуле". Новое предложение совпало с "творческим настроением" самого режиссера: "Я почувствовал, что подустал от этой исторической жестокой правды. И когда ЦТ предложило "Гиперболоид инженера Гарина", я согласился -- хотелось снять чистую сказку, не испытывая "чувства ответственности".
Роман заинтересовал киношников не впервые: в 1965 году Александром Гинцбургом уже был снят полуторачасовый черно-белый фильм с Евгением Евстигнеевым в роли Гарина, с участием Всеволода Сафонова и Михаила Астангова. Но удачей он явно не был, и потому новой киногруппой даже не брался за точку отсчета. Да и сам роман, написанный в 1924 году, с таким огромным количеством действующих лиц и фантастических коллизий, не мог вместиться даже в четыре предполагаемых фильма. И потому сценаристу Сергею Потепалову и Леониду Квинихидзе пришлось довольно непросто. В результате привычное выражение "по мотивам романа" оставило, в основном, мотивы, а роман "подарил" лишь некоторых героев и конфликт. Кстати, сама история, послужившая основой сюжета, имела место: инженер, открывший двойной гиперболоид, во время революции погиб в Сибири. И чтобы поразить читателей "фантастической правдой", Толстому даже пришлось серьезно заняться новейшими теориями молекулярной физики. "Гиперболоид инженера Гарина" к тому же стал примером удивительной прорицательской интуиции писателя. В составленном в 1924 году (!) плане книги обозначено: "Время действия -- около 1930 года. Роман развертывается в канун Второй мировой войны". Как писатель мог предвидеть войну, ее сроки, и ее "изобретения"? В 20-е годы, когда ученые были еще далеки от создания двигателя на ядерном топливе и водородной бомбы, Толстой в первом издании романа, наряду с технической идеей теплового луча (художественного прообраза лазера), описал применение атомной энергии. Потом автор отказался от этой темы, чтобы не перегрузить "техническими вымыслами".
В романе Толстой "закрутил" весь мир, включая американский континент, с войнами и революциями, борьбой за несметное золото. Авторы фильма "опустили" сюжет на землю грешную, оставив в центре повествования треугольник: "нашего человека" Шельгу, изобретателя-авантюриста Гарина и капиталиста Роллинга. При этом некоторые образы кардинально изменены. Так, в романе секретарь Роллинга Шеффер -- эпизодический персонаж, а в фильме он вышел на первый план и оказался лидером тайной экстремистской организации, мечтающей о мировом господстве. Авантюрист-одиночка Гарин не устоял в борьбе против этих профессионалов -- его переиграли.
В картине подобран удивительно стильный состав исполнителей. Роль Гарина режиссер сразу же предложил своему большому другу -- бывшему киевлянину, а в то время уже актеру ленинградского БДТ, Олегу Борисову (известному тогда своим Голохвастовым из фильма "За двумя зайцами"). По мистическому стечению обстоятельств Борисов даже внешне очень походил на странного, неординарного Гарина, а найденные актером психологические детали завершили гаринский портрет. Кстати, на эту роль был еще один претендент -- поэт Евгений Евтушенко, который поначалу очень заинтересовался этим предложением, но потом куда-то срочно уехал и не смог участвовать в пробах.
Импозантный, породистый Роллинг стал первой киноролью театрального актера Василия Корзуна. И, глядя на рафинированного аристократа Роллинга, просто невозможно представить, что актер родился в глухой российской деревне. Когда Квинихидзе обсуждал с ним, как же физически сыграть этого западного миллионера (никто из них такого и не видал), то решили присмотреться к поведению канадского тренера во время очень модных тогда телетрансляций хоккейных матчей. Тот ходил, как тигр по клетке -- весь сжатый, нервный, готовый в любую секунду принять решение. И выигрывал тогда, когда принимал неожиданные решения. Вот его пластика и послужила отправной точкой для актера.
А роль питерского опера Шельги стала первой значительной работой Александра Белявского (Фокс в фильме "Место встречи изменить нельзя" еще был впереди). В фильме задействованы многие ленинградские актеры, в том числе Ефим Копелян, Михаил Волков. И они, и Александр Кайдановский, Валентин Никулин, украинский актер Григорий Гай, литовский -- Альгимантас Масюлис достаточно убедительно выглядели иностранцами..
Как и в романе, так и в фильме всего лишь одна женщина, но какая! Зоя Монроз -- шикарная куртизанка, умная, чувственная, амбициозная, в которую сразу же влюблялись все мужчины. Ее роль досталась Нонне Терентьевой, также, как ранее Олег Борисов, бывшей актрисе киевского театра им. Леси Украинки. А могла и не достаться, так как на нее претендовало более пятидесяти актрис. Из-за того, что ни одна из них не показалась режиссеру, чуть не остановили картину. Нонну нашли, как это часто бывает, в последний момент, и эта роль стала, безусловно, лучшей и главной в ее недолгой творческой жизни (актриса умерла в 1996 году в возрасте 54 лет).
Многособытийный фильм снимали в очень многих местах, в том числе в Крыму и за границей. Как вспоминает Леонид Квинихидзе, "тогда снимать картину, с одной стороны, было труднее, потому что каждый шаг контролировался, но, с другой стороны, и проще -- совсем не было сегодняшних финансовых проблем".
Фильм снимался под названием "Преступление П.П. Гарина". Но при сдаче его на телевидении один из очень авторитетных и серьезных деятелей спросил режиссера: "Вы представляете, как это будет выглядеть в телепрограмме газеты "Правда"? Чье это преступление вы собираетесь показывать?". И было предложено нынешнее название -- "Крах инженера Гарина". Квинихидзе долго упирался: "Зачем же фильм, если мы сразу же рассказываем, что в конце героя ожидается крах?". На это нашелся ответ: "Давайте попробуем заставить зрителей посмотреть на процесс разрушения этого человека". На этом проблемы сдачи фильма не закончились. Авторов обвиняли и в том, что они посмели изменить финал и многое, многое другое. Но если учесть, что сам Алексей Толстой переделывал финал своего романа четыре раза и все равно остался им недоволен, то авторов фильма это, безусловно, оправдывает.
"Крах инженера Гарина" имел большой успех, хотя шел параллельно с "Семнадцатью мгновениями весны". Конечно, "мгновения" тогда перебили, но до сих пор фильм остается одним из самых зрительских. Ну а в творчестве режиссера Леонида Квинихидзе после него наступил совершенно неожиданный поворот, родивший "Небесных ласточек" и "Соломенную шляпку", "31 июня" и "Мэри Поппинс, до свидания!".