1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №107 (1452) за 17.05.2003

РЕЖИССЕР ХОТЕЛ СНЯТЬ ЧИСТУЮ СКАЗКУ, А ПОЛУЧИЛСЯ "КРАХ ИНЖЕНЕРА ГАРИНА"

Идея четырехсерийного телефильма "Крах инженера Гарина" тридцать лет назад родилась на Центральном телевидении, где в то время выпускалось великое множество полноценно-художественных картин. Бесспорно, сегодняшнее телемыло вряд ли может сравниться с тем же "Обыкновенным чудом", "Большой переменой" или "Местом встречи изменить нельзя"

Экранизацию фантастического романа графа Алексея Толстого "Гиперболоид инженера Гарина" предложили молодому, но, как тогда говорили, подающему надежды Леониду Квинихидзе. До этого режиссер "Ленфильма" поставил несколько историко-политических фильмов: "Первый посетитель" (где главную роль Владимира Ленина сыграл "рефлексирующий интеллигент" Иннокентий Смоктуновский), "Моабитская тетрадь" и "Миссия в Кабуле". Новое предложение совпало с "творческим настроением" самого режиссера: "Я почувствовал, что подустал от этой исторической жестокой правды. И когда ЦТ предложило "Гиперболоид инженера Гарина", я согласился -- хотелось снять чистую сказку, не испытывая "чувства ответственности".

Роман заинтересовал киношников не впервые: в 1965 году Александром Гинцбургом уже был снят полуторачасовый черно-белый фильм с Евгением Евстигнеевым в роли Гарина, с участием Всеволода Сафонова и Михаила Астангова. Но удачей он явно не был, и потому новой киногруппой даже не брался за точку отсчета. Да и сам роман, написанный в 1924 году, с таким огромным количеством действующих лиц и фантастических коллизий, не мог вместиться даже в четыре предполагаемых фильма. И потому сценаристу Сергею Потепалову и Леониду Квинихидзе пришлось довольно непросто. В результате привычное выражение "по мотивам романа" оставило, в основном, мотивы, а роман "подарил" лишь некоторых героев и конфликт. Кстати, сама история, послужившая основой сюжета, имела место: инженер, открывший двойной гиперболоид, во время революции погиб в Сибири. И чтобы поразить читателей "фантастической правдой", Толстому даже пришлось серьезно заняться новейшими теориями молекулярной физики. "Гиперболоид инженера Гарина" к тому же стал примером удивительной прорицательской интуиции писателя. В составленном в 1924 году (!) плане книги обозначено: "Время действия -- около 1930 года. Роман развертывается в канун Второй мировой войны". Как писатель мог предвидеть войну, ее сроки, и ее "изобретения"? В 20-е годы, когда ученые были еще далеки от создания двигателя на ядерном топливе и водородной бомбы, Толстой в первом издании романа, наряду с технической идеей теплового луча (художественного прообраза лазера), описал применение атомной энергии. Потом автор отказался от этой темы, чтобы не перегрузить "техническими вымыслами".

В романе Толстой "закрутил" весь мир, включая американский континент, с войнами и революциями, борьбой за несметное золото. Авторы фильма "опустили" сюжет на землю грешную, оставив в центре повествования треугольник: "нашего человека" Шельгу, изобретателя-авантюриста Гарина и капиталиста Роллинга. При этом некоторые образы кардинально изменены. Так, в романе секретарь Роллинга Шеффер -- эпизодический персонаж, а в фильме он вышел на первый план и оказался лидером тайной экстремистской организации, мечтающей о мировом господстве. Авантюрист-одиночка Гарин не устоял в борьбе против этих профессионалов -- его переиграли.

В картине подобран удивительно стильный состав исполнителей. Роль Гарина режиссер сразу же предложил своему большому другу -- бывшему киевлянину, а в то время уже актеру ленинградского БДТ, Олегу Борисову (известному тогда своим Голохвастовым из фильма "За двумя зайцами"). По мистическому стечению обстоятельств Борисов даже внешне очень походил на странного, неординарного Гарина, а найденные актером психологические детали завершили гаринский портрет. Кстати, на эту роль был еще один претендент -- поэт Евгений Евтушенко, который поначалу очень заинтересовался этим предложением, но потом куда-то срочно уехал и не смог участвовать в пробах.

Импозантный, породистый Роллинг стал первой киноролью театрального актера Василия Корзуна. И, глядя на рафинированного аристократа Роллинга, просто невозможно представить, что актер родился в глухой российской деревне. Когда Квинихидзе обсуждал с ним, как же физически сыграть этого западного миллионера (никто из них такого и не видал), то решили присмотреться к поведению канадского тренера во время очень модных тогда телетрансляций хоккейных матчей. Тот ходил, как тигр по клетке -- весь сжатый, нервный, готовый в любую секунду принять решение. И выигрывал тогда, когда принимал неожиданные решения. Вот его пластика и послужила отправной точкой для актера.

А роль питерского опера Шельги стала первой значительной работой Александра Белявского (Фокс в фильме "Место встречи изменить нельзя" еще был впереди). В фильме задействованы многие ленинградские актеры, в том числе Ефим Копелян, Михаил Волков. И они, и Александр Кайдановский, Валентин Никулин, украинский актер Григорий Гай, литовский -- Альгимантас Масюлис достаточно убедительно выглядели иностранцами..

Как и в романе, так и в фильме всего лишь одна женщина, но какая! Зоя Монроз -- шикарная куртизанка, умная, чувственная, амбициозная, в которую сразу же влюблялись все мужчины. Ее роль досталась Нонне Терентьевой, также, как ранее Олег Борисов, бывшей актрисе киевского театра им. Леси Украинки. А могла и не достаться, так как на нее претендовало более пятидесяти актрис. Из-за того, что ни одна из них не показалась режиссеру, чуть не остановили картину. Нонну нашли, как это часто бывает, в последний момент, и эта роль стала, безусловно, лучшей и главной в ее недолгой творческой жизни (актриса умерла в 1996 году в возрасте 54 лет).

Многособытийный фильм снимали в очень многих местах, в том числе в Крыму и за границей. Как вспоминает Леонид Квинихидзе, "тогда снимать картину, с одной стороны, было труднее, потому что каждый шаг контролировался, но, с другой стороны, и проще -- совсем не было сегодняшних финансовых проблем".

Фильм снимался под названием "Преступление П.П. Гарина". Но при сдаче его на телевидении один из очень авторитетных и серьезных деятелей спросил режиссера: "Вы представляете, как это будет выглядеть в телепрограмме газеты "Правда"? Чье это преступление вы собираетесь показывать?". И было предложено нынешнее название -- "Крах инженера Гарина". Квинихидзе долго упирался: "Зачем же фильм, если мы сразу же рассказываем, что в конце героя ожидается крах?". На это нашелся ответ: "Давайте попробуем заставить зрителей посмотреть на процесс разрушения этого человека". На этом проблемы сдачи фильма не закончились. Авторов обвиняли и в том, что они посмели изменить финал и многое, многое другое. Но если учесть, что сам Алексей Толстой переделывал финал своего романа четыре раза и все равно остался им недоволен, то авторов фильма это, безусловно, оправдывает.

"Крах инженера Гарина" имел большой успех, хотя шел параллельно с "Семнадцатью мгновениями весны". Конечно, "мгновения" тогда перебили, но до сих пор фильм остается одним из самых зрительских. Ну а в творчестве режиссера Леонида Квинихидзе после него наступил совершенно неожиданный поворот, родивший "Небесных ласточек" и "Соломенную шляпку", "31 июня" и "Мэри Поппинс, до свидания!".