1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №107 (1452) за 17.05.2003

"ЗЕЛЕНЫЕ" РЕБЯТА "ЗЕЛЕНЫМ" ЖЕ МИНИСТРАМ

В преддверии пятой Всеевропейской конференции "зеленых" министров в Киев съехались юные экологи на свой V Всеукраинский детский экологический конгресс "Живи, Земля". Это школьники, которые занимаются в Национальном эколого-натуралистическом центре (НЕНЦ) и его отделениях на местах, в Малой академии наук, организованной на его же базе.

"УЖЕ И ТАЛУЮ ВОДУ ПИТЬ НЕЛЬЗЯ"

Ребята приехали со всех концов Украины специально перед конференцией, чтобы взрослые "дяди" до того как принимать глобальные решения, узнали последние новости с мест. В работах будущих, возможно, профессиональных экологов обозначены болевые точки неблагополучия в природе нашей страны. Свои работы защищали на конгрессе в основном 10--11 классники и такого понарассказали... Мы в их возрасте такими не были! Но вздыхать по этому поводу совсем не хотелось. Ведь ребята -- не просто "умненькие и благоразумненькие буратины", хорошо выучившие урок. Они этот "урок" еще и пытаются своими руками воплотить в жизнь. Со всей горячностью юности, с оптимизмом мечтателей.

Особенно их интересовала вода, ведь это основа жизни. И Доре Митевой из Бессарабии -- села Виноградовка Одесской области -- непонятно, почему взрослые довели их родную речку Дракулю до такого состояния. А вину человека Дора доказала научно. Она условно разделила реку на две части: первая течет по селу, а вторая -- от него и до впадения в водохранилище. Потом брала пробы воды и приносила в СЭС, где делали бактериологический и другие анализы. Оказалось, вода в реке, текущей по селу, более грязная. Очень много животных и растений в ней погибли. Рыба вымерла. Но ничего в этом удивительного нет -- люди сами загрязняют русло.

-- Исчез и толстолобик, -- рассказала Дора. -- Мы попросили местную власть очистить от ила родники, питающие Дракулю и, следовательно, другие водоемы, а уже сами обложили камешками их берега. Но в этом году снова нужно приниматься за работу. Каждый год мы проводим акцию "Малым рекам -- большую жизнь" и все ученики выходят, освобождают от мусора русло. Если мы добьемся того, что вода будет чистой, то можно и мальков толстолобика запускать. А он очень нужен, так как поедал еще молодые побеги камыша. Теперь же каждую осень мы вынуждены сжигать засохшие растения, чтобы освободить берега.

Дора показывает фотографии, на которых видна большая грязная лужа, а какой-то "холмик" обведен красным кружочком. "Это наш заиленный родничок, -- говорит девочка. -- Но вы не подумайте, сдвиги есть. Когда я была в пятом классе и только начинала заниматься этой работой, было гораздо хуже".

Оля Сосновская из Буська Львовской области изучала растительность пойменных лугов. В пойме ее родной реки Гологирки до сих пор еще растут краснокнижные растения-индикаторы влаги, которые могут жить только тут. Водились раньше и водяные черепахи. Но пойму осушили, русло извилистой реки -- выпрямили. На счастье, не заковали в бетон, и река, постепенно вымывая берега, пытается войти в старое русло. Юный эколог видит цель в том, чтобы не мешать природе самовосстановиться.

А вот киевлянка Яна Харченко, исследовала воду четырех бюветов с помощью экспресс-лаборатории. Восемь таких лабораторий НЭНЦ получил, участвуя в программе НАСА "Международный институт воды". Во всем мире считают, что учить детей теоретически, "на пальцах" нет смысла. Они должны закаляться в настоящем деле. А Яна заметила, что их бювет закрывали и открывали несколько раз, что вода из него имела неприятный запах. Но никаких сведений о качестве воды не сообщалось. Санэпидемстанция даже по запросу школы не выдала информации.

-- Нам сказали, что за это нужно заплатить около ста гривен, -- рассказывает Яна. -- У меня нет денег, но я пришла с экспресс-лабораторией к бювету на улице Кучера. Вокруг меня стали собираться люди -- все хотели знать, что они пьют и радовались, ведь у кого-то об этом можно было спросить, видеть, как проводится анализ. За норму я взяла неочищенную воду из крана, но и при такой низкой планке артезианская вода была намного хуже: хлоридов в ней 171% от нормы, свободного хлора -- 150%. А повышение хлоридов свидетельствует о том, что туда попадают грунтовые воды, свободный хлор, -- что вода проходит дополнительное очищение. Не в недрах же земли! Получается, из крана пить безопаснее. На Кучера оказалась самая плохая вода. Чуть лучше -- на улице Зодчих. А вот в бювете на Якуба Коласа -- хорошая. Поэтому я бы рекомендовала отстаивать не менее 8 часов воду из крана и пить только первую верхнюю треть.

Проверяла Яна и талую воду, которую сейчас советуют пить. Но эти рекомендации устарели. В одной пробе, например, у нее выпал токсический купрум -- медь. В другой -- нет. А что выпадет в третьей?

"ТОРЕЗУ НУЖЕН СТАТУС ЗОНЫ ЭКОБЕДСТВИЯ"

Приятно было встретить на Конгрессе мою землячку, гимназистку Яну Батракову из города Тореза. Однако и расстроилась я крепко. Оказывается, город, где я родилась "умирает" от жажды, хотя там протекает аж две реки -- Севастьяновка и Волчья. Но теперь они больше похоже на мусорники. Питьевой же воды в городе нет. Подают ее по часам. В новые районы, например, она поступает пять раз в неделю по два часа утром и вечером. Горячей нет вообще.

-- Именно поэтому в прошлом году у нас была вспышка гепатита В и С. Больницы были переполнены. Почти в каждой семье кто-то заболел. Людям привозили воду в пятилитровых галонах и на площади собиралась огромная толпа. Но воды все равно не хватало. Люди брали ее друг у друга и заражались. А тут еще проблема: когда закрывают старые шахты, их заливают водой. Теперь же они переданы в частные руки. Куда девать воду? Они ее спускают в карьер. Раньше там чистая вода была, даже рыба водилась. А теперь все гниет. Речка в ужасном состоянии. Я разговаривала с ребятами из Севастополя -- у них тоже проблемы с водой -- но даже они удивились. Мы хотим добиться для Тореза статуса города экологического бедствия, как Горловка и Мариуполь.

Конгресс закончился принятием обращения к Европейской конференции. Ребята просили поддержать создание общественных экологических организаций, создать детский "зеленый" парламент Европы, подумать об организации экологических научно-оздоровительных лагерей, где могли бы отдыхать и работать юные экологи. Поставлены и требования мониторинга рек и водных источников Европы и медицинского обследования детей, живущих в экологически неблагоприятных регионах.