1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №109 (1454) за 20.05.2003

ПЕРВЫЙ "ГАИШНИК" ПОЯВИЛСЯ ЕЩЕ В ДРЕВНЕМ РИМЕ

70 лет назад -- в мае 1933 года -- были утверждены первые Правила дорожного движения в бывшем СССР. Они состояли из 17 разделов, включавших более 80 параграфов.

Соблюдать элементарный порядок в движении люди стали задолго до построения социалистического общества. Известно, что в Древнем Риме, где одним из средств передвижения были колесницы, на улицах ввели одностороннее движение, а за соблюдением правил следили специально выделенные для этого люди. Во времена правления на Руси Ивана III (XV век) известны общие правила пользования почтовыми трактами, что позволяло на перекладных лошадях довольно быстро преодолевать большие расстояния. Петр I в начале своего царствования издал прямое указание о соблюдении безопасности дорожного движения, в котором запретил ездить без возниц на "невзнузданных лошадях". В 1718 г. контроль за соблюдением установленных правил движения в Санкт-Петербурге был возложен на полицию. Следует заметить, что государство устанавливало не только правила, но и кару за их нарушение. К примеру, царица Анна Иоанновна предписывала ездить только на взнузданных лошадях "со всяким опасением и осторожностью, смирно", ослушников же "бить кнутом, и ссылать на каторгу".

Со временем Правила дорожного движения детализировались. В начале ХХ века, когда количество автомобильного и гужевого транспорта продолжало расти, градоначальники распорядились об ограничении скорости езды, сначала -- до 12 верст в час, а в 1907 г. – до 20-ти.

В 1908 г. "Московские ведомости" писали: "В Санкт-Петербургской полиции сделано следующее нововведение: чинам полиции на некоторых постах более бойких по движению улиц присвоены короткие белые трости для регулирования движения и безопасности пешеходов. Постовой городовой в случае надобности остановить экипаж или целый ряд экипажей поднимает трость вверх по направлению останавливаемого движения. Все возницы по этому знаку немедленно и беспрекословно останавливаться и продолжать движение тогда, когда трость будет опущена. Этому же подчинены в Петербурге и вагоновожатые при электрическом трамвае, шоферы при автомобилях и велосипедисты". В дальнейшем короткая белая трость получила свою полосатую окраску, чтобы быть более заметной.

Первым в истории нормативным документом, специально посвященным безопасности автодорожного движения, стал Декрет Совнаркома РСФСР от 10 июня 1920 г. "Об автодвижении по г. Москве и ее окрестностям (правила)". Здесь изложены требования, предъявляемые к автомашинам, описаны правила их регистрации, пользования, получения номерных знаков, конкретизировались требования к водителям (наличие у них водительского удостоверения и путевых листов). Устанавливались предельные скорости: для легковых машин и мотоциклов – не свыше 25 верст/час, для грузовых – не свыше 15-ти. Был определен круг лиц, которые несли ответственность за нарушение правил автодвижения.

Первые в Союзе полноценные Правила имели длинное название -- "Правила движения автомобильного и гужевого транспорта по дорогам СССР" (напомним, этот документ утвердили в мае 33-го). Интересно, что практически все разделы сохранились и до нашего времени, увеличилась лишь их "наполненность" и ужесточены требования.

"Правила движения по улицам городов, населенных пунктов и дорогам СССР", которые базировались на Международной Конвенции 1949 г., были введены в 1961 г. Затем, после некоторой переработки, эти Правила были переутверждены в 1965 г. А 1 января 1973 г. были введены Правила дорожного движения, основанные на Конвенциях "О дорожном движении" и "О дорожных знаках и сигналах" и дополняющих их Европейских соглашениях. Они действовали вплоть до развала Союза.

После обретения Украиной независимости были введены первые национальные "Правила дорожнього руху", утвержденные постановлением Кабинета Министров Украины 31 декабря 1994 г. №1094. Понятно, что они были не идеальными, поскольку специалисты, разрабатывавшие подобные документы для Советского Союза, остались в Москве. Около 10 раз вносились весьма существенные коррективы. Наконец, по инициативе Главного Управления Госавтоинспекции МВД Украины и Научно-исследовательского центра безопасности МВД Украины была разработана новая редакция Правил дорожного движения, которая принята постановлением Кабинета Министров №1306 от 10 октября 2001 года. Новые Правила дорожного движения Украины действуют с 1 января 2002 года.