1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №109 (1454) за 20.05.2003

"КТО СКАЗАЛ, ЧТО БУДЕТ ЛЕГКО В ЖИЗНИ?"

Алексей Гуськов не производит впечатления киношного красавца. Его герои, что называется, себе на уме: умные, хитрые, часто коварные. И всегда немного загадочные. Актер, как правило, не дает зрителям возможности разгадать их -- как сам говорит: "Люблю открытые финалы, чтобы они оставались со зрителем". Но, пожалуй, его самая большая загадка -- как он везде все успевает: руководить студией, продюсировать кинопроекты, сниматься, играть в разных театрах, вести курс в Школе-студии МХАТ, преподавать в театральном, воспитывать дочь-студентку и двух сыновей-подростков и при всем этом выглядеть спокойным, независимым человеком свободного полета...

Безусловно, одна из разгадок -- в его азартности, умноженной на обязательность и работоспособность своего знака Тельца. Ведь популярным артистом Алексей стал в довольно зрелом возрасте -- после сорока. Как сам говорит: "Я к славе не шел -- я занимался профессией". Гуськов много снимался, но настоящая всенародная слава свалилась на него после сериала "Граница. Таежный роман". Он был не только исполнителем, но и продюсером телефильма, признанного лучшим в 2001 году и получившего самую престижную телепремию России "ТЭФИ" в нескольких номинациях.

Пытаясь отыскать время в своем "горячем" графике, Алексей Гуськов без звездных капризов согласился на интервью, но прежде пригласил на свой спектакль в театр им. Пушкина, где еще недавно служил. Это оказался один из модных спектаклей столицы -- "Откровенные полароидные снимки" -- постановка молодого культового российского режиссера Кирилла Серебрянникова.

-- Как раздвинуть временные рамки, чтобы в этих проклятых сутках хватило времени Алексею Гуськову?

-- А вот и не знаю как. Меня часто спрашивают: "Как ты все успеваешь?". А я ничего не успеваю. Действительно, времени не хватает, так как сейчас в моей жизни очень хороший период, когда много чего свершается из задуманного, и самое главное, я нашел радость в работе и с удовольствием живу. Хотя мало где бываю, имею в виду рауты, приемы, фестивали. Я больше по какой-то своей программе иду.

-- Если как бы отмотать кинопленку назад, каким помнит 69-я киевская школа Алексея Гуськова?

-- Когда я последний раз был в Киеве, то проехал мимо школы, хотя не зашел -- как всегда куда-то бежал. Но нашел своего одноклассника, с которым поддерживаю связь. Я помню именно ту школу. У меня трое детей: дочь уже студентка, и двое сыновей-школьников. Так вот, старшего еще отдавал в надежные руки педагога советско-совковой закалки, и я точно знал, что сын получит знания, потому что любому педагогу было стыдно, если ребенок не знал его предмет. Потом пришли другие времена, и школа развалилась...

-- Знаете, можно верить в судьбу, в стечение обстоятельств, но ведь могли же вы стать... конструктором боевых ракет. Бауманское училище и вдруг -- крутой вираж -- и Школа-студия МХАТ?

-- Думаю, цинизма не хватило -- в хорошем смысле слова. Я ведь очень увлекался физикой, и даже уже в театральном, на первых курсах надо мной смеялись, так как я решал задачи по квантовой физике. В ядерной физике есть понятие "энергетические потенциальные ямы". По расчетам оказывается, что и во мне, и в вас есть черная дыра: вот мы с вами есть -- и вот нас сейчас нет, мы с вами говорим, а как бы и не говорим. Это можно принять только как постулат. И если ты проходишь эту энергетическую яму, то становишься большим физиком или инженером-милитари. Я не смог пройти. Меня еще со второго курса "выворачивало" в студенческий театр. Время ведь было необыкновенно театральное и, конечно, не отравиться этим было невозможно.

"НУ, ЗАЧЕМ-ТО Я СИЖУ, УПЕРШИСЬ В ЭТОТ ЯЩИК?"

-- Хорошо помню вашу первую работу в сериале "Горячев и другие"...

-- А вообще моя первая работа "Дикий пляж" на киностудии Довженко, режиссера Наташи Киракозовой. Там еще Виктор Мережко играл сумасшедшего.

-- А вот с нашествием телесериалов чувствуете ли вы, что возвращается такое забытое понятие, как кумир зрителей и само кино?

-- Ух, сложный вопрос. Конечно же, другой аудитории, кроме телевизионной, сейчас у фильмов практически нет. А я, конечно, уже ветеран "сериального движения". Вот, кстати, "Горячев и другие" был одним из первых, и тогда еще многие мэтры говорили: "Это такой низкий жанр". Сейчас же они благополучно работают и в более низких жанрах. А вообще, в сериалах я не очень люблю работать, потому что дальше шестой-седьмой серий уже трудно следить, получаются такие истории-жвачки. В "Простых истинах" (где снимались также трое моих детей) и в "Клубничке" я снимался где-то в первых десяти сериях, находил характер, а дальше -- удирал. Для меня самое важное в кино, чтобы с экрана шла эмоция, все остальное уже вторично. Я просто начинаю чесаться или хочу разбить телевизор, если в фильме долго что-то изображают. Ну зачем-то я сижу, упершись в этот ящик? Вообще, что "вываливается" на нас и на наших детей из телевизора! Но так как я, волею судеб, участник этого процесса, то понимаю, что рейтинги, рейтинги... Да у нас на "Границе. Таежный роман" был сумасшедший рейтинг, каждый вечер нас смотрели 70 миллионов! И вот тогда я понял, что да, тебя сейчас оценивают, потом посмотрят другие твои работы, и ты получаешь у зрителя кредит доверия. Заметьте, я говорю не о популярности -- это другое. Кажется, Познер сказал, что если каждый день нам будут показывать голый зад, то на пятый мы привыкнем и решим, что это новый диктор. Бывает и такая популярность.

-- Режиссер Александр Митта говорил, что именно на "Таежном романе" понял: Алексей Гуськов -- актер с неограниченными возможностями. Когда на съемочной площадке была температура напряжения 39,9, то ваша лично-актерская зашкаливала уже за 40. Что вам помогало поддерживать такой высокий "градус" творчества?

-- Не знаю. Вообще мы с ним дружим. Как-то долго вокруг друг друга ходили кругами, а потом в 1996 году столкнулись, и я ему сказал: "Александр Наумович, не валяйте дурака, вы огромный мастер, где все буквы заглавные, вы создали свою киношколу, давайте уже работать, будем снимать вместе". Так появился "Таежный роман". Я просто счастлив, что судьба меня с ним свела, потому что можно сыграть тысячу ролей, и они не вызовут отклик зрителей. А эта сразу попала.

-- Но, действительно, ваш Никита Голощекин по своему злодейству "переплюнул" все предыдущие характеры.

-- Знаете, я ведь ни в каких бандитских сериалах никогда не играл, и бандитов, внутренне, для себя, тоже не играл. И в "Таежном романе" играл то, что нужно играть в "Отелло" -- огромную страсть при неумении прощать. Тогда из человека уходит человеческое и появляется нечто животное, потому что мы от животных отличаемся только нравственностью -- больше, в общем, ничем. Играя, я думал о невостребованности мужского населения -- ведь сколько судеб покалечено! Как было: я сегодня сдаю "политэкономию", а на следующее утро мне говорят, что это все неправильно. Но тогда я был молодым и был в состоянии еще это переиграть, а вот, представляю, как уже состоявшиеся?

-- Этот фильм не только для Митты, но и для вас стал своеобразным возвращением к зрителям?

-- Я три года не снимался: просто в 1995 году лбом стукнулся в однотипность. Помню, когда замечательный польский режиссер Марик Новицкий здесь "лепил" заказную штуку пиф-паф -- "Золотое дно", он меня все уговаривал хладнокровно стрелять. И вот тогда я понял, что да, есть такое направление кинематографа, но мне это неинтересно. И возвратом в кино я признателен Гоше Шенгелия с "Классиком". Он принес сценарий и говорит: "Хватит прохлаждаться, вот хорошая работа".

"ДЕРЖАТЬ В ЧИСТОТЕ ДУШУ И СВОЙ КУСОЧЕК ЗЕМЛИ"

-- С Шенгелия сделан и фильм "Мусорщик", за роль в котором вы на фестивале фильмов для ТV в Вене получили "Гран-при". А что для вас означает "мусорщик"?

-- Вся философия этого человека -- держать в чистоте душу и кусочек земли, где находишься. И все! Потому что бессмысленно переделывать и учить кого-то. Начни с себя прежде всего, и все будет нормально.

-- А как появился продюсер Алексей Гуськов?

-- А все из Бауманского института. У меня есть два друга, которым в 92-м году я все жаловался, что кино гибнет, и они мне сказали: "Ну открой счет -- дадим тебе денег". Вот так и появился первый продюсерский фильм "Дорога в рай". Мы стали его прокатывать. Помню, еще факс пришел от Пети Щепотинника из "Кинескопа": "Пришлите фрагменты из фильма, вы держите первое место по прокату российского кино". Я ему позвонил: "Петя, скажите, а у кого второе место?" -- "А я не знаю, кроме вас никто не прокатывается". То есть тогда все развалилось. Потом вдруг получили факс-приглашение с Венецианского фестиваля, и тут абсолютно по гамбургскому счету очень хорошо проскочили, получив приз ФИПРЕССИ (прессы. --Авт.). И появился уже продюсерский центр, где поначалу нас было шестеро, а сейчас фактически я один.

-- Так все было серьезно, и вдруг мультик?

-- Мультипликация появилась, когда у меня был тупик с профессией. Наши немецкие сопродюсеры принесли пилотный проект -- мультфильм "Волик". А в этом проекте все было построено на русском фольклоре: о царской семье, но через образы зверюшек -- полнейшая "клюква". И наш консультант, знаменитый Федор Хитрук, идеально знающий немецкий, позвонил туда и спросил: "Ребята, мы вашего кайзера поселим в свинарник, который будет находится в Великобритании, и будут наступать римляне. Вам это понравится?". Они говорят: "Нет". -- "Ну и нам это не нравится". Сценарий мы переписали, "пилот" сделали нормально. Как раз у меня родился второй сын Митя, и я стал присматриваться, что показывают детям. Тогда, кроме этих дешевых японских "ниндзя" и американских "дейлов", ничего не было. И мы втянулись в проект "Незнайка на Луне". Сейчас могу с гордостью сказать, что этот мультфильм в каждой семье, где есть дети, и он по вложениям один из первых российских миллионников. Вот так и построилась большая студия, работающая где-то у меня за спиной: в отлаженном процессе, в общем-то, я и не очень нужен, все ведут профессиональные ребята.

-- А новые киногерои Гуськова сегодня планируются?

-- Сценарии все время приходят, и я их рассматриваю, потому что самое замечательное состояние -- это состояние актера. Приходишь на съемку, тебя все любят, ты ни за что не отвечаешь. Тебе плевать, есть ли пленка в камере, сколько она стоит, поднялся ли доллар, упал ли рубль. Вот закончил съемки в фильме "В мечтах забудь свои печали". Как продюсер и актер сейчас занят в трех проектах, в том числе по Чехову "История одной болезни" и сериале "Охота на изюбра".

"Я НА СТУДИЮ ДОВЖЕНКО ЗАШЕЛ -- И СЛЕЗЫ НАВЕРНУЛИСЬ"

-- Алексей, сменив уже около восьми театров, вы слывете одним из самых непостоянных актеров...

-- Я пытался бросить театр, но оказалось, что это единственное, с чем я не могу расстаться. Очень уж притягательна эта история длинного куска, когда ты не можешь сказать зрителю: "Одну минуту, я сейчас повторю и сыграю дубль два". Не получится! Я никогда не работал в театре -- я всегда работал с режиссером. И как только он становился мне неинтересен -- тут же уходил, оставаясь в замечательных отношениях. Я никогда никого не гнобил, не участвовал в кланах, никогда не требовал себя обслуживать. А еще понял, что у нас искусство шаманское. И пусть Запад живет своей жизнью -- там совершенно другой ритм, у нас достаточно своих зрителей. Вот и на "Полароидных снимках". Когда прочел пьесу -- отказался, потому что всегда встает вопрос: мои дети придут и посмотрят. Но посмотрел другую постановку Серебрянникова, и он меня задел, хотя опять же: там наркоманы, однополая любовь, нетрадиционная лексика, темы, которые обычно театр обходит. Но поговорил с ним и согласился. Результат вы видели, и я эту работу буду защищать. Сейчас работаю в чеховском МХАТе, а Олег Николаевич Табаков пригласил также в "Табакерке" играть в современной английской пьесе.

После спектакля поздравляя за кулисами актера, увидели и его жену, актрису Лидию Вележеву, (тоже, кстати, киевлянку), которая сейчас "набирает" популярность, особенно после "Следствие ведут знатоки-2", "Классика" и сериала "Воровка", продюсируемого ее мужем. Лидия поделилась своей актерской радостью, что недавно снялась в "Идиоте" по Достоевскому. Эта актерская пара долго скрывала семейные отношения, чтобы они не сказались на творческих, но сейчас вдвоем участвуют во всевозможных телепередачах, рассказывая свою историю. А началась она пятнадцать лет назад, когда Алексей и Лида встретились на репетиции театра "Детектив" у Василия Ливанова.

-- Ваши прогнозы: кино в России и дальше будет восстанавливать свои силы?

-- Я не знаю, как у нас будет развиваться кинопроцесс, потому что законы кино как бы отменены. Вот я был на премьере "Мусорщика" в Киеве, и на пресс-конференции рассказывал о планах на ближайшие полгода. Кто-то из украинских коллег тогда сказал: "Знаешь, Леша, у тебя за полгода -- план всей украинской кинематографии на три года вперед". Конечно, это ужас, потому что я на студию Довженко зашел -- и слезы навернулись. А вообще во многом происходит дурость на уровне правительства. Какая? Таможенная. Это я уже как продюсер говорю: меня одна таможня ба-бах, потом так же -- вторая таможня. В Белоруссию мы ввозим пленку напрямую, причем благодаря умному подходу, "Беларусьфильм" работает вовсю, как паровоз.

-- Алексей, поделитесь опытом, как выходить из тупика и депрессии?

-- А кто сказал, что будет легко в жизни? Не должно быть. Надо легче относиться к себе и к происходящему. Конечно, это не так легко, если беда, которую вот так, пальцем, не разведешь. Но по поводу ощущения себя в обществе надо научиться так: переспал, отрезал и забыл. И не надо ни на кого кивать, надо просто максимально честно каждый день делать свое дело. Это трудно. Но другого пути нет.