1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №109 (1454) за 20.05.2003

КЕРЧЕНСКИЙ ПРОЛИВ ХОТЯТ ПРЕВРАТИТЬ В ЛА-МАНШ

Смелый проект сооружения удобной транспортной перемычки через Керченский пролив разработала крымская научно-производственная фирма, специализирующаяся на строительстве и эксплуатации подземных объектов. По ее версии, это должен быть подводный тоннель, по образцу знаменитого перехода под Ла-Маншем.

Идея соединить напрямую Крымский полуостров и Кубань уже не первый год поднимается на российско-украинских встречах разных уровней. В частности, Юрий Лужков неоднократно заявлял о готовности Москвы участвовать в подобном проекте: тогда, чтобы попасть из России в Крым, не придется объезжать вокруг моря и дорога сократится на 450 километров. Однако до сих пор всерьез рассматривались варианты мостового перехода, а не тоннеля. Тем более, что мост над Керченским проливом уже когда-то существовал.

Впервые его построили... немцы по личному приказу Гитлера. Точнее, проложили хитроумную переправу: зимой 1942--43 гг. на льду пролива поставили вышки, натянули тросы и пустили по ним вагонетки, которые, как по канатной дороге, перевозили танки, солдат и боеприпасы. Благодаря этой переправе фашисты смогли быстро и с минимальными потерями отступить с Кавказа. Второй, уже настоящий мост, создали в 1944 г. советские строители, используя брошенные немцами конструкции. Однако простоял он недолго: в феврале 1945-го его почти полностью уничтожили льды, во время таяния двинувшиеся со стороны Азовского моря. Обстрел ледовых полей из береговых орудий и бомбежка с самолетов не помогли: 15 пролетов оказались разрушенными.

Позже предприняли вторую попытку возведения моста, но установленная гигантская свая вскоре дала крен, и стройку забросили. И тогда в 1956 г. пустили паромную переправу, которая и поныне связывает два берега. Кстати, как сообщили нам коллеги-журналисты из Керчи, и нынешней весной пролив атаковали трехметровые ледяные торосы, что опять-таки ставит под сомнение живучесть "мостовой" версии. Кроме того, экологи опасаются, что тень, которую будет отбрасывать гигантский (предположительно, трехъярусный) мост, собьет с пути мигрирующие на нерест косяки рыбы. Так что, хотя мост и обойдется дешевле, зато тоннель гораздо надежнее.

По мнению проектантов, тоннель должен состоять из трех параллельных ходов протяженностью по 15 км: двух транспортных и одного вспомогательного, предназначенного для технического обслуживания объекта. (Напомним, длина перехода под Ла-Маншем составляет 50 км.) Автомобили будут устанавливать на железнодорожные платформы и при скорости движения поездов около 140 км/ч пересечь пролив можно будет всего за 10--12 минут.

Тоннель позволит перевозить под морским дном, на 90-метровой глубине, до 150 млн. тонн грузов в год. По расчетам, стоимость транспортировки одной тонны груза, в сравнении с перевалкой паромами, сократится с $5 до $2,7. Для Украины коммерческий интерес представляет также возможность доставки эти путем каспийской нефти к нефтепроводу "Одесса--Броды" и дальше -- в Европу.

Предварительная стоимость проекта оценивается в 1 млрд. евро, срок окупаемости -- около 10 лет. Для финансирования стройки века предполагается привлекать исключительно внебюджетные средства -- понятно, что и эксплуатироваться тоннель будет на коммерческих условиях.

Под проект планируется создать совместное предприятие, учредителями которого видятся правительства Украины, России и Крыма. Как утверждают разработчики, интерес к проекту, в том числе и в плане инвестирования, уже проявили страны Евразийского экономического сообщества: Россия, Беларусь, Казахстан, Таджикистан и Киргизия. Но решающее слово -- за украинским руководством.