1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №110 (1455) за 21.05.2003

"ХОЧУ БЫТЬ ЛУЧШЕ САМОЙ СЕБЯ"

Явление под названием Анастасия Волочкова имеет совершенно новые корни, несмотря на то, что представляет сугубо классический вид искусства -- балет. Этот феномен сродни артисту такого же "консервативного" вида искусства -- Николаю Баскову. Они оба ради стремительной известности первыми из своих собратьев применили технологии, разработанные в шоу-бизнесе. Итак, недавно в Киеве прошел концерт самой раскрученной российской балерины.

Создание собственных концертных программ стало для самой противоречивой фигуры современного российского балета Анастасии Волочковой нормой творческой жизни. Любой балерине всегда было мало только танцевать на сцене театра, соблюдая изматывающую нервы и втягивающую в интриги очередь на главные партии. Они всегда стремились участвовать в различных сборных концертах. Организовать же свой собственный когда-то еще было возможно, а сегодня -- уже практически невозможно. Волочковой же удается. Более того, они стали ее своеобразным творческим брендом. Вопрос "как удается", при том, что Анастасия декларирует свою независимость, постоянно вызывает слухи, сплетни, домыслы, пересуды и где-то даже легенды. Честно говоря, уже совершенно невозможно определить, где в них правда, а где -- "злые языки".

Ее история "гадкого утенка", который, благодаря великому трудолюбию, превратился в прекрасного лебедя, уже описана в многочисленных интервью (символично, что ее первая и до сих пор самая коронная классическая партия -- Лебедь в "Лебедином озере"). Конечно же, эффектная внешность, удачливость и быстрый карьерный рост "выжил" Волочкову из питерской Мариинки. Примы пригласившего ее Большого театра также не раз устраивали обструкцию приезжей гордячке. При этом ни с одним из руководителей балетных трупп, будь-то Олег Виноградов, Владимир Васильев или Юрий Григорович, она ни разу не поругалась. Протежирование ее английским мультимиллионером в Лондонском национальном балете еще больше подогрело интерес к личной жизни Анастасии. Ностальгия по лучшим в мире балетным храмам -- Мариинскому и Большому -- вернула балерину на родину, и сейчас, по ее признанию, она живет, как бы на три города.

Привезенную на сей раз программу Анастасии Волочковой "Вдохновение" назвать новой и оригинальной будет очень смело, так как ее номера, в основном, уже достаточно давно поставлены и не раз показаны. Это и "Дуэт для одной" на музыку Пьяццоллы, и знаменитый фокинский "Лебедь" на музыку Сен-Санса и замечательный номер хореографа Эдвальда Смирнова на музыку Перселла "Гибель богов. Вилисса", в котором киевляне открыли балерину на Международном конкурсе имени Сержа Лифаря (принесшей ей лауреатство). А классический дуэт из "Эсмеральды" подтвердил, что Волочкова лучше выглядит в романтической хореографии типа "Призрачного бала" на музыку Шопена в постановке Дмитрия Брянцева. Тем более, между выходами Анастасии блестящую классику Петипа танцевали наши звезды Татьяна Боровик, Елена Филиппьева и Артем Дацишин, на фоне которых "классическая" Волочкова действительно проигрывает. Вообще, концерт не произвел ожидаемого впечатления гармоничного действа и магии балета. Очевидно, это произошло и из-за отсутствия какого-либо художественного оформления сцены и световой драматургии. Жаль, так как балерина в Москве и Питере свои программы выдает в более эффектном и подготовленном виде.

После концерта Анастасия торопилась в обратный путь, но успела с нами пообщаться.

-- Может ли сегодня классический балет иметь коммерческий успех?

-- Балет не может быть коммерческим продуктом. Что касается меня, то я считаю себя классической балериной, потому что перетанцевала практически весь классический репертуар в Мариинском, а в Большом на меня ставил Владимир Васильев и Юрий Григорович. Но классические спектакли созданы более ста лет назад, а я считаю, что сегодня нужно идти вперед. Потому у меня концерты, которыми очень дорожу. Я не скрываю, что хочу нравится, хочу иметь своего зрителя, хочу массового зрителя, которого и могу привлечь такого рода программами. Но я никогда не занимаюсь "чесом", не даю на гастролях по пять-шесть концертов. Я приезжаю с одной программой, чтобы показать себя один раз, так как считаю, что балет -- это то, что существует единожды, и не хочу, чтобы это превратилось в мою работу.

-- Что вы сами считаете своими сильными и слабыми сторонами?

-- Если говорить о творчестве, то заслугой считаю большую физическую выносливость, трудоспособность, желание хорошо и много работать. С другой стороны, то же самое является и моим недостатком, потому что появляется некая суета. Хочется всего: и спектаклей, и концертов, и сниматься в кино, и снимать художественные клипы. А сейчас еще присоединилась политика, так как мне сделали предложение поддерживать на выборах движение "Единая Россия". И я думаю, что в этом нет ничего плохого.

Я объясняю свою огромную загрузку и желание сделать все сразу тем, что надо успеть, пока молодая, пока во мне есть эти силы. Я ведь живу в бешеном ритме, работаю просто на износ, что, думаю, тоже неправильно. Например, прилетая на один день из Москвы в Петербург, успеваю провести несколько встреч, примерку концертных костюмов, переговоры, интервью или даже съемку. В тот же день успеваю станцевать концерт и вылететь обратно в Москву. В Петербурге живет моя мама -- мой главный продюсер, и у нас часто даже нет времени встретиться. Очевидно, недостатком является и моя завышенная самокритика. Я никогда не хотела быть выше всех, а просто хочу быть лучше себя самой и совершенствоваться. И то, что я делаю -- никому не навязываю. Самокритичность еще связана с тем, что твое имя становится известным до такой степени, что, с одной стороны, люди приходят на концерты, что хорошо, а с другой, появляется больше поводов, чтобы расписывались различные небылицы.

Буквально накануне приезда Волочковой в Киев в одной из "желтых" московских газет вышла скандальная статья о том, что она вторая Мэрилин Монро в использовании мужчин (перечислялись известные российские, и не только, миллионеры, карманы которых она вытряхивала, используя оккультные науки и бабок-ворожек). В общем, куда там всем аферисткам, вместе взятым! Что это: новый "пиаровский ход" или очередной выпад злопыхателей?

-- Да, пишут, действительно, много. Теперь я стала более спокойно к этому относиться, хотя не скрою, многие заказные и грязные статьи, безусловно, меня ранят. Но я не могу долго на этом задерживать свое внимание -- иначе не хватит энергии. Кстати, такие статьи, думаю, даны мне, как испытание -- как я к этому отнесусь. Мне жаль, что все, выносящееся на всеобщее обсуждение, не соответствует действительности. Потому что если бы люди знали, насколько счастлива моя жизнь, насколько у меня все светло, хорошо и достойно из-за прекрасных встреч, например, с творческими профессиональными людьми, то, думаю, вряд ли захотелось бы что-то писать плохое. Главное теперь -- не озлобиться, сохранить свою душу без агрессии. Поэтому пусть больше пишут, а я буду заниматься своим делом.