1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №110 (1455) за 21.05.2003

ВО ЛЬВОВЕ ОЖИЛ СТАРЕЙШИЙ АРМЯНСКИЙ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР,

На долю Армянской апостольской церкви пришлись даже не годы -- века беспрерывных лишений, расколов и унижений, но она обладает удивительной способностью возрождаться. После полувекового забытья снова ожил старейший храм -- Армянский кафедральный собор. Наконец его полностью передали армянской общине. В минувшее воскресенье Католикос всех армян Гарегин II торжественно открыл и освятил армянский духовный дом.

Многим львовский Армянский кафедральный собор известен по кинофильму "Д'Артаньян и три мушкетера": именно в тамошнем дворике снимали дуэль д'Артаньяна с мушкетерами, переросшую в схватку с появившимися гвардейцами.

АЗНАВУР ДАЖЕ НЕ ПОДОЗРЕВАЛ, ЧТО ТУТ ЖИВУТ АРМЯНЕ

Пожалуй, нет во Львове более красивого уголка, чем Армянский квартал. Историки не могут назвать точную дату появления в Галичине первых переселенцев этого народа. В прежние времена это было одно из самых больших армянских поселений в Украине, пользовавшееся уважением. Строили квартал основательно -- возводили просторные дома из камня и обожженного кирпича. Из камня делали и обрамления окон, широких дубовых дверей, вырезали многочисленные скульптуры и рельефы, старательно сохраняя обычаи и культурные традиции нации. Каменной брусчаткой выложены и дороги квартала.

Подлинным памятником средневекового Львова стал возведенный в 1363 году Армянский собор -- уникальный памятник армянской средневековой архитектуры. Первоначально это было деревянное сооружение, на месте которого позже возвели нынешний собор из камня в армянском архитектурном стиле. Уже в начале ХХ века храм находился в аварийном состоянии. После Второй мировой войны и освобождения Львова в 1945 году армянская церковь была закрыта. Долгое время там располагалось хранилище Национального музея города, в котором находилась одна из самых больших в Украине коллекций икон.

После обретения Украиной независимости в стране вновь была создана епархия армянской апостольской церкви, центром которой стал Львов. Городские власти передали армянской общине часовню и двор церкви, пообещав передать здание полностью после "переселения" в другое место музейного имущества. Соответствующее распоряжение было подписано Президентом Украины Леонидом Кучмой в ноябре позапрошлого года после получения письма-обращения Католикоса всех армян Гарегина II. Лишь в декабре 2002 года с помощью народного депутата Украины Нвера Мхитаряна был решен вопрос о строительстве дополнительных музейных площадей -- по некоторым данным он выделил 200 тысяч долларов на новое фондохранилище, что позволило освободить церковь.

На торжество, которое по мнению местных властей, стало важнейшим событием не только для армянского народа, но и для людей разных религий, именитые гости съехались за день до его начала. В одном самолете с киевскими журналистами прилетели известнейший во всем мире шансонье, француз армянского происхождения Шарль Азнавур, спикер парламента Армении Армен Хачатрян, президент Союза армян Украины Нвер Мхитарян, первый президент независимой Украины Леонид Кравчук. К сожалению, к ним не смог присоединиться известный актер Армен Джигарханян, который задержался на гастролях. В кортеже машин, встречающих высоких гостей, выделялась антикварная "Чайка" представительского класса.

Пресс-конференция в четырехзвездочной гостинице "Днистер", куда поселили всех гостей, задержалась почти на четыре часа. Ей предшествовал шикарный банкет, где Шарль Азнавур, которого все ждали с нетерпением, появился только к концу. Французский гость представил присутствующим своего 32-летнего сына Мишу, день рождения которого совпал с днем приезда во Львов. В беседе с журналистами великий шансонье отметил, что последний раз был в Украине в 1963 году -- Киев принимал его на гастролях. Тогда месье Азнавур даже не подозревал, что в нашей стране живут армяне.

АРМЯНСКАЯ ЦЕРКОВЬ И УКРАИНСКИЕ ИКОНЫ

Торжественное открытие собора началось на следующее утро с крестного хода, в котором приняли участие около тысячи человек. Глава армянской церкви провел обряд открытия и освящения главных ворот церкви. Отныне будет открыт главный вход в собор с улицы Краковской, который не функционировал 50 лет.

-- Со времен Великой Отечественной армянский собор во Львове служил музейным складом для икон, -- сказал на открытии народный депутат Украины Нвер Мхитарян. -- Теперь в нем будут служить Богу. Мы стали свидетелями чуда: все эти годы армянская церковь хранила украинские иконы, а они в свою очередь, сохранили этот неповторимый памятник зодчества, ведь находись там что-то другое -- здание могли уничтожить.

Каталикос всех армян провел в храме богослужение и освятил его. Желающих попасть на литургию собралось столько, что даже многим из тех, кто пришел по приглашению, пробиться в здание собора оказалось невозможно.

-- На праздник приехали армяне не только со всего бывшего Советского Союза, но и из дальнего зарубежья -- Италии, Бельгии и других стран, -- сказал журналистам Карло Саркисян, председатель армянской общины и национальных меньшинств Львовской области. -- Только в нашем городе и области насчитывается более 3 тысяч армян. Многие из них присутствуют на сегодняшнем торжестве.

Корреспонденту "Сегодня" приглянулась миловидная женщина, сидящая во дворике церкви в "окружении" сумок. Зинаида Ширинян, так зовут нашу собеседницу, приехала на открытие собора из Киева. Вечером, после окончания торжества, по ее словам, она отправится с сыном Ашотом обратно в столицу, а утром, прямо с вокзала -- на работу. "Вы не представляете, как я довольна, что приехала сюда", -- радостно делилась с нами госпожа Ширинян, несмотря на то, что отдохнуть ей в тот день вряд ли удалось.

Зинаида Ширинян рассказывала нам, что переехала из Еревана в Киев во время блокады -- тогда в ее квартире не стало света, отопления и даже воды. Приютил родителей и двух младших братьев старший сын, который, закончив университет им. Т.Г. Шевченко, осел в столице Украины. Несмотря на то, что семье Ширинян приходится снимать жилье, свою квартиру на родине они так и не продали. Со временем надеются вернуться домой.

ОБЕТ ЛЮБВИ

После литургии в дворике собора для гостей устроили по армянскому обычаю матах, что в переводе означает "обет любви".

Это специальный обряд жертвоприношения, главный смысл которого -- пожертвование, принесение дара Богу. С древних времен в армянской церкви установился обычай в дни больших праздников, в связи с освящением церквей совершать жертвоприношения. Обряды происходят как около старых церквей и часовен, так и возле имеющегося в каждом селении священного места -- сурба. Это могут быть священные, по народным представлениям, камень, дерево, родник, гора. При исполнении этого обряда в жертву приносятся бычки, бараны, петухи и голуби, которых предварительно посыпают и кормят освященной солью. Когда закалывают бычка, его мясо должны отведать не менее 40 человек, мясо барана -- не менее 7, петуха -- 3. Мясо не должно оставаться на следующий день. Если в жертву приносится голубь, то его выпускают в небо.

По правилам, мясо животного варят в воде, приправленной только солью. Кости ни в коем случае не выбрасывают. Обычно их закапывают в землю на территории церкви. Головы и лапки петуха, а также красные ленточки привязывают к ветвям находящегося у церкви или часовни дерева.

Как раньше, так и сегодня многие богословы обвиняют армянскую церковь за матах, считая его остатком язычества и варварства. Тем не менее, сами армяне считают этот обычай глубоко человеколюбивым, христианским, дающим возможность верующим выразить свою любовь к Богу, проявить милосердие, помогая бедным.

Несколько часов всех желающих во дворике кафедрального собора угощали мясом, завернутым в лаваш, армянским сыром, овощами и вареным рисом вперемешку с горохом (жаль, не спросили, как называется это блюдо по-армянски), освященным самим Католикосом всех армян. Корреспондентам "Сегодня" удалось попробовать освященного угощения. Понравилось очень! А вот от вина, которое щедро наливали из огромной бочки, "примостившейся" в углу дворика, мы отказались. На работе -- ни-ни!

Традиционно после матаха положено отдыхать ровно три часа. Без сомнения, армяне, пришедшие на праздник, так и сделали. Журналисты же, немного отступив от правил, решили объединить приятное с полезным -- погулять по Львову. Отведали газированной воды из автоматов, которые. казалось, уже давно канули в Лету. Правда, каждый аппарат представлял собой обновленный вариант -- стеклянный стаканчик наглухо прикреплен тоненькой цепочкой, чтобы не "приделали ноги". Понаблюдали за дедулями, играющими в шахматы у знаменитого Оперного театра. Попытались найти столик в кафешках, чтобы отведать "незрівнянну львівську каву", но остались ни с чем. Все места и в сравнительно дешевых кафе, и в дорогих ресторанах были заняты. Такого количества отдыхающих нам не доводилось видеть даже в Киеве.

БУДЕТ О ЧЕМ РАССКАЗЫВАТЬ ВНУКАМ

В программе мероприятий, которую перед отлетом в Львов раздали каждому журналисту, вечером в воскресенье значился праздничный концерт. Пронесся слух, что выступать будем сам Шарль Азнавур. Когда со сцены поприветствовали великого шансонье, все в зале поднялись и несколько минут аплодировали стоя. К сожалению, в тот вечер "великий Шарль" не пел. И даже по каким-то серьезным причинам не смог выступить с речью. Но зрители не обиделись -- затаив дыхание, весь вечер они не сводили глаз с такого далекого, но так близко оказавшегося, кумира.

Утром в понедельник Шарль Азнавур неожиданно изъявил желание отправиться в Армению. Вместе с Католикосом Гарегином II он полетел показывать родину своих предков взрослому сыну.

P.S. Интервью с Шарлем Азнавуром и его сыном читайте в ближайших номерах газеты.