1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №111 (1456) за 22.05.2003

ЗАСТАВЛЯЕШЬ ДОЧЬ ГОТОВИТЬ -- ВОСПИТАЕШЬ РАБА

Как только ребенок подрастает и начинает делать первые шаги, хлопот мамам прибавляется. Но вот малыш принимается не только разбрасывать игрушки, но и бросать одежду в ванну, таскать веник по ковру и даже протирать половой тряпкой любимую вазу и телевизор. Не спешите "спасать" квартиру от энтузиазма маленького трудяги: он вам помогает, и делает это с радостью.

Такое стремление важно сохранить и приумножить, а это удается, к сожалению, не всем. Некоторые мамы забывают о главном: труд для их ребенка -- процесс творческий. Ведь заметьте, начиная с трех лет, малыш сотни раз повторяет: "Я сам!" в полной уверенности, что ему и впрямь все по силам. И взрослый должен быть мудрым -- похвалить, а возможно, и восхититься, дать понять помощнику, что его вклад очень ценный. Психологи считают, что ребенку нужно дать возможность утвердиться работой. Но приучать его к труду нужно постепенно, с мелочей. Причем занятие должно увлечь малыша. А это совсем не сложно, если предложить ему сделать что-либо вместе. В этом случае очень важно говорить: "Пойдем, приготовим завтрак". Но ни в коем случае не "Пойди и приготовь его тут же".

-- Когда мы указываем ребенку, что ему делать, малыш начинает защищать свое "я", -- считает психолог Виктор Клименко. -- Он будет протестовать против повелеванья, особенно в период с 3 до 5 лет, потом в 13 лет, а иногда и до самой старости. Повелительных слов в беседе с детьми не должно быть вовсе. Постоянно слыша приказ, они раздражаются и сопротивляются моральному насилию, что может привести к невротизму, истерии и даже к психическим заболеваниям.

Но если дочка с удовольствием помогает маме мыть посуду, а сын активно "ремонтирует" утюг с отцом, это еще не значит, что детей нужно перегружать работой. Труд должен приносить ребенку радость.

Ни в коем случае нельзя наказывать ребенка трудом, заменяя игру или прогулку "исправительным" заданием. Это поможет воспитать в нем рабскую психологию, которая ребенку вовсе не нужна. Будет лучше, если дети отнесутся к работе творчески, как к захватывающей игре, а не как к неприятной "обязаловке". Если же ребенок уклоняется от помощи, это еще не повод для тревоги. Лень -- не порок, а состояние. Ленивый человек энергетически истощен, поэтому единственное, что ему остается -- защищать себя сном. В таких случаях важно понять причины, почему так происходит. Возможно, ребенка просто не удалось заинтересовать.