1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №111 (1456) за 22.05.2003

ОСУЖДЕННЫЕ В ЕВРОПЕ БУДУТ ОТБЫВАТЬ СРОК В УКРАИНЕ

Меньше чем через месяц Украина сделает еще один шаг на пути к евроинтеграции -- на сей раз в области международного права. Речь идет о вводе в действие Европейской конвенции, регулирующей вопросы исполнения приговоров, вынесенных судами других государств. Об этом мы беседуем с заместителем Генпрокурора Украины Игорем Дрижчаным.

"КАЗНЬ ИСПОЛНЯТЬ НЕ СТАНЕМ"

-- С 1957 года Совет Европы принял несколько конвенций по уголовному судопроизводству, -- говорит Игорь Васильевич. -- Например, об экстрадиции (1957 год), о передаче правонарушителей (1959 год), о правовой взаимопомощи в уголовных делах (1972 год)... Все они многосторонние и открыты для новых членов. Украина присоединилась к ним практически сразу после вступления в Союз Европы. Однако оставался нерешенным один вопрос, не дававший нам, образно говоря, замкнуть круг правовых проблем, внутри которого преступникам было бы некомфортно. Например, когда человек после вынесения приговора оказался не там, где состоялся суд, а в другой стране, скажем, в той, гражданином которой он является. На протяжении последних пяти лет судами Украины было рассмотрено 61 такое дело относительно более 70 подсудимых, которые по тем или иным причинам находились за пределами нашей страны. Поэтому Генпрокуратура Украины инициировала подписание нашим государством Европейской конвенции 1970 года о международной действительности уголовных приговоров. Подписание произошло в 2000 году, а в сентябре 2002 года Верховная Рада эту конвенцию ратифицировала. Сейчас конвенция действительна для 14 стран, Украина в июне станет 15-й. Это даст нам возможность выполнять приговоры судов иностранных государств относительно граждан, находящихся на нашей территории, а также просить другие страны выполнять решения наших судов касательно лишения свободы, конфискации имущества, штрафов и лишения прав (например, права занимать определенные должности, права на некоторые виды деятельности и т.д.).

-- А если нам передадут приговор, где "предписана" смертная казнь, которую наше законодательство не предусматривает?

-- Среди государств -- участников этой конвенции только Турция имеет в законодательстве такой вид наказания, но на деле и она его не применяет. Но вообще-то это невозможно и по другим причинам. Процедура выполнения конвенции такова: приговор с соответствующим ходатайством министерства юстиции одной страны поступает в минюст другого государства. Задача этого министерства -- проверить, нет ли формальных препятствий для выполнения приговора. Если таковых нет (а они определяются конвенцией и условиями государства -- участника), документы передаются в орган судебной власти. В Украине это -- Верховный Суд. Тот определяет подсудность дела территориальному суду, обычно по месту проживания подсудимого. Этот последний суд рассматривает дело, изучает приговор, признает его действительным и приводит в соответствие с нашим законодательством. То есть он определяет, какая мера наказания по нашим законам соответствует преступлению, за которое человек осужден в другой стране. Раз у нас нет смертной казни, значит, применяется максимальная мера наказания из тех, что предусмотрены нашими законами.

-- Расскажите подробнее, что предусматривает Европейская конвенция 1970 года? Что она Украине делать позволяет и что -- запрещает?

-- Во-первых, исполняются приговоры только тех стран, которые являются участниками конвенции. Во-вторых, исполняются они лишь в тех случаях, когда предусматривают наказания за деяния, которые в Украине тоже есть преступлениями. Далее, приговор принимается тогда и только тогда, когда осужденный является гражданином Украины или беспрерывно проживает на ее территории (не выезжает за границу более чем на 180 дней в году и не пребывает по личным делам за рубежом более 90 дней беспрерывно. Служебные надобности, лечение и т.п. не учитываются).

Есть только пять причин, по которым Украина может отказаться принять приговор от страны -- участника конвенции. Первое -- если его исполнение противоречит основным принципам судебной системы Украины. Второе -- если есть основания считать, что преступление, за которое вынесен приговор, имеет политический характер. Третье -- ежели возраст осужденного таков, что этот человек в Украине не является субъектом судебного преследования. Четвертое -- мы не будем исполнять приговоры за преступления, по которым за время исполнения уже минул срок давности. И пятое -- если приговор выносился в отсутствие подсудимого. Последние два пункта внесла Украина, когда присоединялась к конвенции -- у нас было такое право.

-- Какие страны присоединились к конвенции?

-- Австрия, Кипр, Дания, Эстония, Грузия, Исландия, Литва, Нидерланды, Норвегия, Румыния, Сан-Марино, Испания, Швеция, Турция. Следует подчеркнуть, что применяется конвенция не только тогда, когда в стране, где вынесен приговор, его невозможно исполнить физически (например, человек переехал в другое государство), но и в тех случаях, когда, как сказано в документе, исполнение приговора в другой стране будет способствовать более глубокому перевоспитанию или более полному исполнению приговора. Например, если все имущество подсудимого, которое подлежит конфискации, находится в другой стране. Я припоминаю случай 5--6-летней давности, когда в европейской стране за преступления финансового характера был осужден один из лидеров киевского преступного мира, против которого в Украине возбудили уголовное дело за убийство. Отсутствие на то время нашего членства в упоминаемой конвенции не дало нам возможности тогда исполнить здесь приговор относительно этого человека.

НОВАЯ РЕДАКЦИЯ "СТАРОГО" СОГЛАШЕНИЯ

-- Россия, как видим, к этой конвенции не присоединилась. Возможно, есть другие правовые механизмы, регулирующие наши отношения с этой страной в области уголовного судопроизводства?

-- Да, есть. Существует Минская конвенция, которая, впрочем, не регулирует вопрос передачи исполнения приговоров. Хотя частично рассматривает проблемы, касающиеся передачи осужденных для отбытия наказания. Но есть уже другой вариант этой конвенции, иная ее редакция, подписанная в Кишиневе (теперь по имени этой столицы соглашение и будет называться). Новая редакция очень современна, на мой взгляд, в отдельных моментах даже современнее соответствующих европейских конвенций. Сейчас идет процесс ратификации, когда он завершится, мы будем иметь очень хороший инструмент для сотрудничества в рамках СНГ. Там учтены и вопросы передачи приговоров.

-- Известный пример с осужденным в Украине и скрывающимся где-то в России Виктором Авдышевым -- это ведь как раз "в тему"?

-- Да. Но следует иметь в виду, что к Авдышеву положения новой конвенции не могут быть применены, даже когда она вступит в силу. В соответствии с законом о международных договорах эти соглашения не имеют обратной силы (с некоторыми исключениями, но к данному случаю они не применимы). Стало быть, и Кишиневская конвенция обратной силы не имеет, то есть все прецеденты, которые имели место до ратификации, под действие соглашения не подпадают.

-- Когда вы прогнозируете ратификацию Кишиневской конвенции в Украине?

-- Мне известно, что уже завершено согласование документов в заинтересованных ведомствах. На днях я подписал некоторые предложения прокуратуры, относящиеся к соответствующему закону. Думаю, что эту конвенцию ратифицирует ныне идущая сессия Верховной Рады.

-- А какие правовые механизмы в области судопроизводства существуют между Украиной и США?

-- У нас существует только один договор в этой области -- о взаимной правовой помощи в уголовных делах (1998 года). И есть еще не межгосударственные, а ведомственные соглашения. Например, наша Генпрокуратура уже много лет имеет Меморандум о взаимопонимании с Департаментом юстиции США о сотрудничестве в делах военных преступников (имеется в виду Вторая мировая война). Вообще, это тема достаточно известная и в определенной мере болезненная. Мы, например, настаиваем на подписании договора об экстрадиции, США считают, что это преждевременно... Процесс идет, но, к сожалению, пока без существенных подвижек.