1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №113 (1458) за 24.05.2003

БАЛЕРИНА ИЗ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И КУЗНЕЦ ИЗ КИЕВА НАШЛИ СЕБЯ В ПОЛТАВСКОЙ ГЛУБИНКЕ

Их готовили к другой жизни. Она должна была стать инженером, он -- лингвистом, в совершенстве владеющий испанским языком... А потом они встретились и вместе осуществили свои мечты. Теперь Марина и Артур Погребняк -- балерина и кузнец. В Опошне Полтавской области.

ВСТРЕТИЛИСЬ, ЧТОБЫ НЕ РАССТАВАТЬСЯ

Уроженка Санкт-Петербурга Марина начала танцевать еще пятилетней девочкой. Бабушка, которая тоже была неравнодушна к танцам, ставила пластинку на проигрыватель и под звуки фокстрота начинался концерт... Закончив школу, Марина выбрала профессию инженера. Но, учась в Ленинградском инженерно-строительном институте, все же не смогла расстаться с мечтой о танце. Больше всего интересовалась современной хореографией. Случай привел ее в школу модерн-джаз-танца Александра Кукина, который одним из первых открыл школу-театр современного балета. Не все его понимали и поддерживали. А Марине необычный танец сразу же пришелся по душе. Вскоре Марина стала солисткой коллектива, хотя в то время не могла даже предположить, что когда-нибудь сама станет балетмейстером.

В другой столице, украинской, жил "асоциальный тип" Артур Погребняк. Впрочем, это он сейчас себе такое "звание" присвоил. А больше двух десятилетий назад киевский старшеклассник пытался своими руками смастерить кузнечный горн. Сначала ничего не получалось, даже сжег одну из "деталей" горна -- семейный пылесос. Но постепенно получил некоторые навыки тяжелого ремесла. Однако профессия кузнеца не устраивала его родителей. Поэтому Артуру пришлось сменить кузницу на Киевский университет лингвистики, а звон молота -- на испанский язык. Тогда, наверное, он и начал вынашивать собственную жизненную философию. Этому способствовали и неожиданные зигзаги судьбы, которых оказалось более чем достаточно. Чего стоит хотя бы первая запись в трудовой книжке: "грузчик-возчик трупов и нечистот -- рабочий эксплуатации". Это -- на память о работе в Киевском зоопарке.

В Санкт-Петербург парень попал во время службы в армии. Очередной поворот судьбы привел его на Черную речку, в штрафбат. И кто знает, как сложилась бы его жизнь, если бы не знакомство с Мариной.

Они встретились на танцах. Оба высокие, стройные, красивые, Марина и Артур не могли не заметить друг друга. Вскоре они уже не расставались. Затем сыграли свадьбу.
В Санкт-Петербурге молодая чета прожила почти год. Влажный холодный климат не подошел Артуру, поэтому решили переехать в Украину. В Киеве жили несколько лет, работали, воспитывали родившихся детей -- Машу и Вадима. Казалось, юношеские мечты остались где-то далеко. Но жизнь внесла свои коррективы...

ХОЛМ, НА КОТОРОМ ПЛАЧУТ ЭМИГРАНТЫ

1986 год взорвался пламенем Чернобыля. Многие киевляне сменили в конце 80-х "грязную" столицу на более чистые от радиации провинциальные городки и поселки. Отец Артура достал радиационную карту Украины. Светлым пятном на фоне загрязненных территорий выделялась Полтавщина. Артур забросил за спину рюкзак и отправился в Опошню Зеньковского района.

Местечко встретило путника красотой густых садов и деревянных церквей, душистым ароматом разнотравья околиц, непередаваемой атмосферой тишины. Особенно впечатлил вид, открывшийся с верхушки знаменитого "холма эмигрантов", на котором плачут, ненадолго вернувшись на утраченную родину, заграничные украинцы. Посмотрев вниз, на горстку хаток, которые, немного "отбежав" от остальной Опошни, образовали живописный хуторок, Артур понял, что нашел свой дом.

"Я всегда имел тягу к жизни чистой и уединенной", -- говорит Артур Борисович. Ради любимого мужа и здоровья детей, не колеблясь, бросила столичную жизнь и Марина. Конечно, привыкать к отсутствию комфорта было тяжело. "Без мужа я в селе не выжила бы, -- говорит Марина. -- Артур мне очень помогает". Кроме мечты о домике на хуторе возле Диканьки (до Диканьского района отсюда всего 10 километров), Артур сразу воплотил еще одно детскую мечту -- завести лошадей. В хозяйстве под Гадячем купил двух рысаков. Местные жители до сих пор вспоминают, как Артур торжественно въехал в Опошню на телеге, запряженной белыми лошадьми. И, главное, наконец он смог посвятить себя кузнечному ремеслу. Его творения украшают много усадеб и общественных зданий Бердянска и Опошни. А настоящим признанием таланта стало приглашение принять участие в Международном керамическом симпозиуме, который состоялся в Опошне в 2001 году. Изготовляя кованые детали к скульптурам лучших украинских и русских керамистов, Артур Погребняк стал соавтором этих произведений искусства, получил диплом лауреата симпозиума.

Реализовала себя в Опошне и Марина. Женщине с двумя детьми не всегда удается сделать карьеру, развить талант даже в городе. А у Марины и Артура в Опошне родился еще и третий ребенок. Дочку, которая стала неожиданным подарком судьбы, так и назвали -- Даринкой. Казалось, теперь Марине придется без остатка посвятить себя семье. И вдруг -- очередной вираж жизни. Узнав, что в местном Доме культуры некому вести танцевальный кружок, Марина взялась за дело. Сначала были опасения, поймут ли сельские дети дух и символику модерн-джаз-танца. Но они поняли. Начали работать с хореографической композиции "Танк", впервые поставленной еще Кукиным. Методами хореографии Марина Погребняк и ее воспитанники отобразили на сцене представление о том, чем является огромная железная машина для маленького беззащитного живого существа. Идею поняли и взрослые жители Опошни, которые пришли посмотреть первый концерт коллектива.

Так начался взлет Марины Погребняк как педагога, а со временем -- и как ученого. Кружок превратился в школу-театр танца. Под свою опеку его взял директор Национального музея-заповедника украинского гончарства Олесь Пошивайло. Когда при заповеднике создали специализированную школу-интернат "Коллегиум искусств в Опошне", Марина Николаевна продолжила свою деятельность в нем. Чувствуя необходимость в специальном хореографическом образовании, закончила Киевский национальный университет культуры и искусства. Потом поступила в аспирантуру этого учебного заведения. Сейчас Марина Николаевна -- руководитель школы-театра и балетмейстер ансамбля современного балета, преподаватель первой категории, заведующая кафедрой хореографии Коллегиума искусств, ассистент кафедры хореографии и изобразительного искусства Полтавского государственного педуниверситета им. В.Г. Короленко.

"ОНА -- ОДНА ПОЛОВИНКА ЯБЛОКА, А Я -- ВТОРАЯ"

Старшая дочь Марины и Артура, Маша, была среди первых выпускников школы танца своей мамы. Поступила в Киевский университет культуры и искусства -- готовилась стать режиссером телевидения. С последних фотографий смотрит жизнерадостная и красивая девочка, у которой впереди должна быть целая жизнь... Но в начале июля 2002 года Маши не стало. Когда, отдыхая в Бердянске, девушка плавала в море, ее зацепил катер на подводных крыльях. По словам врачей, смерть была практически мгновенной. Девушке тогда не исполнилось еще и восемнадцати...

Потеряв старшую дочь, супруги долго не могли прийти в себя, но все же нашли силы и дальше заниматься профессиями, о которых мечтали, жить любовью и младшими детьми.

На вопрос, что значит для него жена, Артур отвечает: "Она -- одна половинка яблока, а я -- вторая". На симпозиуме керамистов каждый его участник должен был представить себя. Со словами "Сейчас я вам покажу самое дорогое, что у меня есть", Артур Погребняк вывел к художникам свою жену. Марина, в свою очередь, сознается: "Без Артура меня не было бы".