1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №115 (1460) за 27.05.2003

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

-- Як-42 -- это среднемагистральный самолет, который был призван дополнить и заменить Ту-134. Это "детище" Яковлева сравнивают с Боингом-737, -- рассказали "Сегодня" в пресс-службе АНТК им. Антонова.

-- Насколько это надежная машина? Говорят, она себя прекрасно чувствует даже на малооборудованных аэродромах.

-- Самолет, действительно, не часто попадал в "переделки". Катастрофы с нем происходят достаточно редко.

-- В сообщении с места аварии сказано, что летчики не смогли посадить самолет из-за густого тумана, поскольку не видели взлетно-посадочную полосу. Неужели при современных компьютерных "наворотах" туман может стать роковым? Неужто летчику не достаточно показаний приборов?

-- Видеть всегда существенно. Не все зависит от обрудования. Да и не всегда летчик отвечает за результат. Играет роль и исправность приборов на земле. Они могут не работать или не совпадать с установленными на нашем самолете. При тумане разработана определенная схема "приземления". Есть разные категории посадки ИКАО. В соответствии с ними на самолеты установлены разные приборы, подводящие к земле на 50, 30 или даже 0 метров. Вряд ли на Яке стояла "нулевая" категория... "Автомат" доводит машину до определенной "высоты принятия решения", после которой пилот обязан действовать самостоятельно. С этого расстояния летчик должен видеть полосу. Если ее по каким-то причинам не видно, он либо рвет штурвал на себя и идет на второй круг, либо уходит на запасной аэродром. Даже на нулевой высоте можно решить не садиться, если есть опасность во что-то врезаться. Кстати, в Турции много различных аэродромов и они расположены достаточно недалеко друг от друга.

-- Як дважды заходил на дозаправку. У него могло не хватать горючего...

-- Сомневаюсь, что это имело место. У самолетов гражданской авиации всегда есть так называемый "аэронавигационный запас топлива".

-- "Заначка", позволяющая выжить?

-- Позволяющая, по крайней мере, прилететь на "запасник", покружить там, дожидаясь своей очереди (не всегда ведь есть возможность сразу сесть -- к "форс-мажорному" появлению какого-то лайнера могут быть не готовы и принимать в это время другие самолеты). Хотя, кто знает?..

По мнению специалиста, современные приборы (если они не сломались и "сработались" с наземным оборудованием той страны, над которой летит самолет) позволяют приземлиться в туман. Какой "сюрприз" преподнесло небо "42-му" пока не известно.