1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №117 (1462) за 29.05.2003

ЕСТЬ "НАДЕЖДА" -- МЕЧТЫ ИСПОЛНЯТСЯ

"Я хочу быть врачом и вылечить горлышко у подружки Лены, -- сказала Сашенька -- шестилетняя ученица первой и единственной на территории СНГ специальной гувернерской школы "Надежда" для детей с недостатками физического или умственного развития. И подумав несколько секунд, девочка добавила: "А еще я хочу быть мамой".

ЕСЛИ МАГОМЕТ НЕ ИДЕТ К ГОРЕ, ТО ГОРА ИДЕТ К МАГОМЕТУ

Киевская школа "Надежда" -- необычное заведение. В ней учатся дети с комплексными заболеваниями, то есть ДЦП (70%), мышечной дистрофией Дюшена, болезнью Дауна, лейкемией, тяжелыми формами сахарного диабета, с органическими поражениями нервной системы (эпилепсия, аутизм), различными степенями проявления психопатоподобного поведения. Этим деткам требуются особые методики обучения, а параллельно -- лечения и физического развития.

Но ведь не все дети могут двигаться, а значит, и добраться до школы. В этом случае не они идут в школу, а "школа" -- к ним. Чтобы отдать Сашу Джамбову именно в эту школу, родители специально переехали в Киев из Кривого Рога. И недаром. Теперь это "милое дитё", как называют ее учителя, входит в окружающий мир, не беспомощно оглядываясь по сторонам, а с желанием самой помогать, лечить близких людей. А ведь у Сашеньки -- ДЦП.

А сколько подобных детей, не менее милых и смышленых, сидят сегодня дома без общения со сверстниками, без образования и без возможности развиваться и проявлять себя! Их родители даже не догадываются, что могут дать своему ребенку больше, чем домашний присмотр. Но как? Где? За какую сумму? И я отправилась в школу.

ЧРЕЗМЕРНАЯ ОПЕКА -- ВРЕДНА

"Надежда" разместилась в помещении детского садика. Оглядываюсь по сторонам, пытаясь найти хоть какое-нибудь отличие от обыкновенной школы. Но -- тщетно. Разве что здесь уютнее и камернее, в воздухе стоит запах молока. Из кабинета директора выглядывает сам хозяин -- Георгий Поляков. Он с гордостью показывает мне фотографии воспитанников: "Вот наши дети в Альпах, вот -- на аудиенции у Папы Римского Иоанна Павла II".

Большинство детей на фото -- в инвалидных колясках. Но в классах я не увидела ни одного "колясочника": приходить в школу может всего 7% учеников, к остальным 93% учителя приходят на дом. Причем бесплатно работают с каждым ребенком по индивидуальной программе.

СПРАВКА

В 37 классах школы обучаются 166 детей. Деление на классы -- условное, ведь в них по 5--6 человек. Общих программ четыре. Первая рассчитана на детей, у которых интеллект в норме. Вторая -- на тех, у кого уровень развития памяти, мышления, восприятия окружающего мира ниже возрастной нормы. Такая задержка выравнивается к окончанию школы. Третья -- облегченная -- для деток с интеллектуальной недостаточностью и умственной отсталостью. По четвертой, социально-реабилитационной, занимаются дети с глубокой степенью умственной отсталости.

-- Нелегко правильно обучать таких детей, -- признается один из психологов школы Валентина Ильченко. -- Нужно понять его индивидуальность, знать, что "тянет" за собой диагноз. Только оценив с помощью тестов уровень внимания, памяти, мышления, тревожности ребенка можно узнать, что ему действительно нужно развивать. Если память, например, то, в соответствии с ее состоянием, используются различные методики и тренинги: кубики Кооса, доска Симса. Но в процессе обучения ребенок полностью раскрывается или... замыкается в себе. Так мы узнаем об атмосфере в семье. Нежелание понимать другого очень часто является последствием не совсем правильного поведения родителей, которые проявляют гиперопеку. Их можно понять, однако чтобы чего-то добиться, разработать, например, какие-то мышцы, нужно перетерпеть огромную боль. А родители смотреть на это не могут, жалеют ребенка и... перекрывают ему путь к дальнейшему развитию.

-- Да, есть такая проблема у наших бесспорно чудесных родителей, -- соглашается с коллегой Георгий Юрьевич. -- У нее даже научный термин есть -- гипертрофикация, то есть внушение ребенку, что он самый лучший. Беда, если этим злоупотребить, ведь тогда любой элемент конкуренции приводит к растерянности и трудностям адаптации. А ведь наша школа стремится дать самое главное для таких детей -- социальную реабилитацию, целевую установку к жизни, способность искать свое место в ней. Например, поступить в вуз. Да-да. Многие удивляются, но я говорю о реальных вещах: из 11 выпускников прошлого года шесть поступили в вузы. Здесь, кстати, проявляется еще одно "но". Нередко родители решают за ребенка, кем ему быть в будущем. Надеюсь, что выпускники 2003 года сами выберут свой путь.

АЛЕША ОТВЕЧАЛ НА ТЕСТ ЧЕТЫРЕ ЧАСА

Ученики школы равняются на Алешу Дропана??. Сейчас он параллельно с 11-м классом учится на первом курсе Европейского университета, на факультете "Экономика и менеджмент"(!). После получения аттестата перейдет на второй курс. Парень довольно-таки хорошо общается на украинском, русском и английском языках.

-- Поступать трудно, -- рассказывает Алеша. -- Тесты были настолько сложные, что один приходилось писать около 4-х часов. Но зато учусь с удовольствием. Особенно люблю такие предметы, как менеджмент, политэкономия и делопроизводство.

-- Леша, но ведь высшая математика -- это, наверное, слишком сложно?! -- невольно вырывается у меня.

-- Учиться тяжело, но надо, -- говорит он.

И так же, как в маленькой Саше, я вижу не только уверенность в себе, но и желание сделать что-то для других. Такое же отношение к жизни у большинства этих детей -- вступает в силу так называемый закон компенсации. Многие ребята прекрасно рисуют, пишут стихи.

-- Мы делаем все, что в наших силах, -- говорит заместитель директора Наталья Бондаренко. -- Но проблемы наши не совсем стандартные. Нужно заниматься психолого-реабилитационным восстановлением, лечебной физкультурой, музыкальной и арттерапией. А ставки для таких специалистов госбюджетом не предусмотрены. Вот и работаем на общественных началах.