1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №118 (1463) за 30.05.2003

ВОЗМОЖНЫ ЛИ ВЗРЫВЫ В СТОЛИЧНЫХ МАРШРУТКАХ?

После серии взрывов в Виннице каждый раз, когда сажусь в маршрутку, в голове мелькает мысль: хоть бы не превратилась машина по дороге в катафалк... И не потому, что я -- трусиха. Где гарантия, что в сумке попутчика нет бомбы или канистры с бензином?

Дабы предотвратить взрывы в будущем, винницкие власти дали указание водителям маршруток проверять пассажирский груз и отказываться брать подозрительный. В Киеве подобное не намечается.

-- Водители не имеют права на обыск, да и механизм, которым можно "высадить" в воздух машину, вряд ли отличается внушительными габаритами, -- считает Иван Окоча, начальник отдела перевозок и контроля при управлении транспорта КГГА. -- Пассажиры маршрутки запросто могут стать жертвами чьих-то разборок. Но конфликты, возникающие между 78 перевозчиками, решаются мирно, и до физической расправы дело не дойдет. Водители и пассажиры тоже не всегда ладят, но и они не дают поводов для беспокойства. Из полученных в этом году жалоб на шоферов 109 -- от льготников, одна касается переполненных людьми салонов, еще две -- громкой музыки во время езды. В каждом случае разбираемся и трижды в неделю проверяем маршруточников. Однако двадцать контролеров не в состоянии уследить за тремя тысячами машин...

ИЗ-ЗА ЧЕГО К МАРШРУТКАМ ТАКАЯ ЗЛОБА?

Понятное дело, что перевозками в "бусах" недовольна не одна сотня горожан. И пока водители пекутся только о выручке, а чиновники о сервисе лишь разговаривают, народ точит на маршруточников зуб. Яркий тому пример -- письмо, пришедшие на днях в редакцию: "Горько видеть, как сразу же после празднования Дня Киева, водители микроавтобусов типа "Богдан" разных фирм превращают улицу генерала Наумова в бесплатную мойку машин. А улицы Булаховского и Подлесную -- в стоянки для маршруток №№202, 97, 195, 572-д, 572-к, 41. 27 мая, около 6.30, наблюдал процесс мойки двух желтых микроавтобусов "Богдан", а в 23.24 прямо возле бювета питьевой воды по ул. Наумова, 25, мыли свои "Газели" водители-заробитчане. Они позволяют себе незаконно влезать в водопроводную сеть: сняли люк, повредили трубы... И все ради того, чтобы помыть микроавтобус. Господа, пожалейте природу и жителей нашего массива -- уберите, пожалуйста, эту микроавтобусную саранчу! Иван Петренко, житель массива Ново-Беличи".

Такие же письма были отправлены городским чиновникам -- видно, что человек возмущен до глубины души. И если не дождется ответа, никто не гарантирует, что завтра он не возьмет камень и не швырнет в окно маршрутки, которую моют около дома.

Впрочем, и среди пассажиров чудаков и сумасшедших хватает. Сами понаблюдайте, с какими увесистыми тюками грузится народ в микроавтобусы на вокзалах -- кроме картошки да сала в них может оказаться что угодно. Кто-то тянет в мешке бак с горючим: шофер чиркнет спичкой -- и пожар обеспечен. Ведь водители позволяют себе подымить сигаретой во время поездки. Сделаешь замечание -- "шеф" отошьет: мол, не нравится -- иди пешком. Посему пассажиру выбирать не приходится: чтобы добраться куда нужно да еще и вовремя, готов "селедкой в бочке" катиться. Приходится терпеть и музыку, из-за которой водила не слышит, где надо остановиться. Что говорить о скорости, с которой лихачат маршруточники! А еще некоторые водители, съезжают с маршрута, проезжая, например, через стройки (как №69 на ул. Красноармейской). №499 с улицы Вильямса, вместо поворота налево едет направо, на Окружную, а пассажиры на пяти остановках ждут микроавтобус до третьих петухов.

Так что водители сами провоцируют граждан. И поди знай, что завтра какому-то обиженному пассажиру не захочется отомстить...

ДЕЛЕЖ "КОРОВАЯ" -- ЗАКАНЧИВАЕТСЯ ССОРОЙ

Но есть и другие причины, от которых в столичных маршрутках может быть неспокойно. По мнению одного из частных перевозчиков, существует конфликт между частниками и коммунальщиками. Загвоздка -- в новых условиях проведения конкурсов на перевозку пассажиров, которые сейчас готовятся в недрах транспортного управления. По ним к участию в тендере будут допускать перевозчиков, имеющих собственные остановки. Поскольку все городские павильоны для ожидания -- на балансе коммунального транспорта, предпринимателям предстоит выложить кучу денег. Или -- "пролететь" с маршрутом. Это первое. Второе: в новые условия организации и проведения конкурсов на перевозки чиновники хотят "протолкнуть" пункт о том, что невыдача билета и нарушение графика движения заканчивается не штрафом (как сегодня), а разрывом договора. Это и может стать камнем преткновения. Ведь предлагаемое правило распространяется только на частников. К коммунальным автопаркам претензий нет.

Получается, частников пытаются обделить с помощью новых правил. Как только Киеврада их одобрит, большинство автопарков станут акционерными обществами (именно эта идея сейчас живо обсуждается и лоббируется заинтересованными лицами). Между ними поделят городскую маршрутную сеть. Частники считают, что на это потребуется 3--4 месяца, а они из рынка будут изгнаны... Но кто поручится, что затем не начнут мстить обидчикам за отобранный "кусок пирога"?

P.S.: Тот же частник уверен, что "войну" можно предотвратить -- провести конкурс на равных условиях для всех желающих, независимо от формы собственности.