1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №118 (1463) за 30.05.2003

ОТКУДА У НИЩЕГО ИНВАЛИДА 600-Й "МЕРСЕДЕС"?

Если ваш сосед-инвалид, которому едва хватает на жизнь нищенской пенсии, вдруг заявит, что является владельцем престижной иномарки -- можете смело ему верить. Мало того, вполне может оказаться, что кроме "Мерса" у него имеется еще и парочка БМВ с Крайслером впридачу. Откуда может взяться такое "богатство"? Об этом корреспонденту "Сегодня" рассказали сотрудники Житомирской таможни, раскрывшие, если можно так выразиться, "аферу в законе".

ТАМОЖНЯ НЕ ДАЛА "ДОБРО"

На обочине автомобильной трассы между белорусским пропускным пунктом "Новая Рудня" Мозырской таможни и пунктом пропуска "Выступовичи" Житомирской таможни выстроилась целая колонна легковых автомобилей. Такое впечатление, будто среди леса, под открытым небом развернута автовыставка или автобазар, правда, без покупателей и продавцов. Да и внешний вид машин оставляет желать лучшего -- пыльные, забрызганные грязью и засыпанные ветками, выглядят эти "тачки" не слишком презентабельно.

Более чем три сотни автомобилей ожидают решения своей участи еще с конца прошлого года. Эти транспортные средства при пересечении границы заявлялись пригнавшими их гражданами как автомобили, приобретенные по доверенностям и на имя инвалидов Великой Отечественной войны.

-- В прошлом году сотрудники Житомирской таможни обратили внимание, что "под инвалидов" стали массово завозиться автомобили, -- рассказывает заместитель начальника Житомирской таможни Николай Мосейчук. -- Каждый из "гонщиков", как положено, предъявлял доверенность от "хозяина" на право приобретения автомобиля, доставки его в страну и представительство интересов инвалида во всех организациях и учреждениях, в том числе в органах ГАИ и таможни. Сотрудники таможни, руководствуясь законодательными актами, не пропускали автомобили на территорию Украины без положенных платежей. Машины оставляли в приграничной полосе, а "гонщики" от имени инвалидов обращались в суд за решением о беспошлинном (льготном) провозе в страну автотранспортных средств, приобретенных на имя увечных. И если до июня 2002 года поток таких автомобилей был не столь велик, то со временем он начал нарастать. Особенно бросалось в глаза то, что практически все автомобили были неплохого класса стоимостью от 4000 до 20000 евро. Конечно, инвалиду, живущему на одну пенсию, собрать такую сумму нереально. Так что ловкачи просто использовали пенсионеров в качестве "зиц-председателей".

ГОЛЬ НА ВЫДУМКУ ХИТРА

Как только в Украине начался автомобильный бум, многие из тех, кто первыми просчитали выгоду от перепродаж железных коней, встали "на ноги". Но и государство не дремало. Со сладкого пирога надо было снять сливки, постепенно, шаг за шагом начали повышаться налоги за ввоз на территорию Украины транспортных средств. Понятно, что делиться с государством никому не хотелось и поэтому за дело взялись "юристы", которые начали искать всевозможные лазейки, чтобы обойти закон, при этом его не нарушая.

До декабря 1996 года некоторые категории граждан (инвалиды труда, ликвидаторы аварии на ЧАЭС, инвалиды ВОВ и так далее) пользовались льготами в налогообложении транспортных средств, завозимых на территорию Украины. Быстро сориентировавшиеся в обстановке дельцы повсюду выискивали льготников и за скромную плату возили за границу, где на них оформлялись купленные машины. На нашей территории они реализовывались по доверенности. Но накануне 1997 года льготы в налогообложении предметов (товаров), ввозимых определенными категориями граждан на таможенную территорию Украины, были отменены. Хорошо налаженный механизм прекратил работу. Но "гонщики" разрабатывали все новые и новые схемы "ухода" от положенных платежей.

Одно время популярностью пользовался временный ввоз машин в Украину. По временной доверенности машины ввозились и временно (на год) регистрировались. А дорогостоящие джипы вообще пригонялись под видом грузовиков (в Германии они кодируются как грузовой транспорт), у которых налоговая ставка намного ниже, чем у легковых. Главное для "гонщиков" было, чтобы таможенники не заметили разницу между этими двумя классами машин, но этот вопрос легко решался в индивидуальном порядке. Со временем, правда, лавочку прикрыли, заодно почистив ряды. Привозились машины и в разобранном виде (налог на запчасти не столь велик), а местные Кулибины собирали автомобили не хуже заводов-производителей.

Неплохо зарекомендовали себя так называемые "судебные" схемы. Например, хозяин попросту пересекал границу с нарушениями таможенных правил. В ходе судебного процесса принималось решение конфисковать машину в доход государства. Она выставлялась на торги исполнительной службой, во много раз уценялась и продавалась... самому хозяину. Выгода состояла в том, что на уплату всех положенных таможенных платежей ушла бы солидная сумма. А так со всеми издержками -- всего ничего.

Второй способ -- легализация в судебном порядке временно ввезенного автомобиля. Кто-то из желающих приобрести автомобиль или родственник подавал в суд иск на "гонщика" о выполнении гражданско-правовых обязательств, прилагая долговую расписку. Суд принимал решение вместо денег передать в счет погашения долга автомобиль. Возражений, разумеется, не было ни с той и ни с другой стороны. Так машина на законных основаниях оформлялась на человека и навсегда оставалась в Украине.

СЛЕПАЯ ФЕМИДА

Государство, казалось, просчитало все возможные варианты уклонения от платежей. Согласно законодательству осталось всего два варианта беспошлинного ввоза транспортных средств. Один -- когда при переезде на ПМЖ можно привезти машину и поставить ее на учет без права продажи ее в течении определенного времени. И когда автомобиль пересекал границу в качестве унаследованного.

Но в сентябре 2001 году был принят Закон Украины "О порядке ввоза (пересылки) в Украину, таможенного оформления и налогообложения личных вещей, товаров, транспортных средств, которые ввозятся (пересылаются) гражданами на таможенную территорию Украины". Каких-либо отдельно выписанных льгот для инвалидов Великой Отечественной войны в документе нет, но размежевывается понятие "товар" и "транспортное средство". И возникло разночтение Закона. Таможенники отказывают в таможенном оформлении с применением льгот, так как по закону они не предусмотрены, а представители инвалидов обжалывывают их действия в судах. И судьи по каждому иску выносят решение в пользу истцов, ссылаясь на неправомерные действия инспекторов и необоснованный отказ в льготном таможенном оформлении.

Вот выписка из одного решения суда: "Учитывая то, что жалобщик является инвалидом войны, то согласно п.23 ч.2 ст.13 Закона Украины "О статусе ветеранов войны, гарантии их социальной защиты" от 22.10.1993 года, "Инвалиды войны освобождаются от уплаты налогов, сборов, пошлин всех видов и земельного налога.

А согласно п.9 Закона Украины от 17.12.1996 года "О признании такими, что утратили силу некоторых законодательных актов Украины по вопросам налогообложения товаров, которые ввозятся (пересылаются) в Украину", "действия установленной нормы утратили силу в части освобождения от уплаты ввозной пошлины, таможенных и акцизных сборов и налогов на добавленную стоимость с подакцизного импортируемого товара."

Ст. 1 Закона Украины "О порядке ввоза..." от 13.09.2001 года, определено понятие терминов, которые используются в этом законе. Так, товарами определяют какую-либо продукцию, услугу, работу, право интеллектуальной собственности и другие не-имущественные права, назначенные для отчуждения, которые перемещаются через таможенную границу Украины и не могут быть отнесены к личным вещам и транспортным средствам и отдельным номерным узлам. Это свидетельствует о том, что понятием "товары", которое используется в этом Законе, не охватываются понятия "транспортные средства", которые являются устройствами для перевозки людей или грузов, а также установленное на них оборудование или механизм.

Учитывая то, что истцом ввезено на территорию Украины именно транспортное средство, а не товар, с точки зрения толкования этих терминов указанным Законом, и утраты силы пункта 23 части 1 статьи 13 Закона "О статусе ветеранов войны, гарантий их социальной защиты" в части освобождения от уплаты пошлины, таможенных и акцизных сборов и налогов на добавленную стоимость распространяются исключительно на товары, которые привозятся на территорию Украины, а не на автомобили.

Исходя из этих обстоятельств жалоба является обоснованной, а действия инспекторов таможни, препятствующих ввозу автомобилей на таможенную территорию Украины и дальнейшего таможенного оформления в льготном режиме -- неправомерными".

РЕШЕНИЯ В ПОЛЬЗУ УМЕРШИХ

-- С решениями, обязывающими таможенников исполнять решения суда "гонщики" появлялись на таможне, -- рассказывает начальник Житомирской таможни Петр Закусило. -- Причем, на имя инвалидов привозился не один автомобиль, а несколько. По подсчетам только 15% инвалидов привезли по одной машине, остальные же -- по две и более. Есть даже своеобразный "рекордсмен", на чье имя пригнано семь машин. Дело в том, что при подписании доверенности в большинстве случаев не было указано, сколько конкретно автомобилей можно ввезти. По Закону "О статусе ветеранов ..." и в связи с тем, что государство не может обеспечить всех инвалидов, стоящих на очереди бесплатным транспортным средством, можно беспошлинно привезти одну машину из-за границы для личного пользования и без права продажи. При этом, по данным МРЭО ГАИ Житомирской области после постановки на учет 85% транспортных средств, ввезенных на имя ветеранов, уже отчуждено. По нашим данным, они просто проданы, хотя при выдаче удостоверения на регистрацию таможня устанавливает запрет на отчуждение, но суд это ограничение снимает. А сотрудники Службы по борьбе с контрабандой Житомирской таможни выявили факты, когда инвалидов, на имя которых пригнаны машины, уже нет в живых. Но это обстоятельство не мешало дельцам подавать от их имени в суд и выигрывать процесс. Всего 557 автомобилей было завезено на Житомирскую таможню и поставлено на учет в ГАИ. В государственную казну не поступило около 27 миллионов условно начисленных платежей.

Весьма показателен и тот факт, что обездоленных инвалидов подкупали не только деньги, во много раз превышающие их пенсию, но и просто человеческое отношение. Так, 80-летнего житомирянина Анатолия Тихоновича, прошедшего всю войну сапером, подкупила доброта малознакомого молодого человека. Несколько раз парень, работавший на фирме по соседству с квартирой ветерана, заходил за спичками, при этом возвращая упаковку, несколько раз принес фрукты, всегда был вежлив и обходителен со стариками. А потом пришел с просьбой о помощи, дать ему доверенность на право покупки за границей и доставку автомобилей. Старик без колебаний согласился. Анатолия Тихоновича привезли в нотариальную контору, где он и подписал данный ему документ, даже не вникнув в суть. По доверенности "сосед" пригнал Ауди-8 и Ниссан "Максима", сам решал все вопросы с таможней и судом. Только один раз после этого ветеран выехал с ним в ГАИ, и с той поры соседа след простыл. О том, что он владелец двух автомобилей, Анатолий Тихонович узнал недавно от сотрудников таможни.

Жителя одного из сел Житомирщины приехавшие к нему гости из города привезли в областной центр, покормили котлетами, кое-что купили из вещей, а то старик совсем обносился, и дали 500 гривен. На радостях дед заверил все данные бумаги. Для него эти деньги показались манной небесной. А 80-летний Николай Евгеньевич, владелец БМВ, Форда и Вольво, подмахнул сразу три доверенности сыну, внуку и их приятелю.

КТО ВОЗМЕСТИТ УЩЕРБ?

С сентября 2002 года Житомирская таможня и областная прокуратура направляют кассационные жалобы и кассационные представления по каждому делу в Апелляционный суд Житомирской области. Там признавали решения районных судов правильными и оставляли их в силе. Тогда обратились в Верховный Суд Украины. В феврале этого года он удовлетворил жалобу Житомирской таможни по каждому отдельно взятому случаю и отменил решения районных и Апелляционного судов. Теперь суды должны пересмотреть свое первоначальное решение и отменить предыдущее, правда, делать этого они не торопятся. По слухам, которые упорно ходят в городе, некоторые из судей таким же образом ввезли дорогостоящие автомобили и якобы компетентные органы в данное время проверяют эти факты.

Теперь те, кто не успел получить удостоверения на право регистрации в ГАИ, должны выплатить все положенные платежи. Но таких -- единицы. Мало того, "гонщики" пошли в наступление, организовали инициативную группу, пикетировали таможню, писали жалобы во все инстанции от имени инвалидов. Дело в том, что если решение судов отменяется, то придется раскошелиться на "растаможку". И сделать это будут должны "хозяева" автомобилей, то есть -- те самые инвалиды...

Таможенники обратились к народным депутатам с просьбой дополнить Закон Украины "О порядке ввоза... транспортных средств..." еще одним пунктом, который должен внести ясность и исключить всевозможные "разночтения". Теперь слово за парламентариями.