1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №118 (1463) за 30.05.2003

"Я ПЯТНАДЦАТЬ ЛЕТ ШЕЛ К СВОЕМУ НЫНЕШНЕМУ СОСТОЯНИЮ И ГОТОВ ИДТИ ЕЩЕ ДЕСЯТЬ..."

Обычно модельеры специализируются либо на женской, либо на мужской одежде. Уникальность Александра ГАПЧУКА в том, что он одинаково хорошо работает в обоих направлениях. Его женские коллекции конкурировали на совместных показах с работами Антонио Берарди и Стефана Роллана, а мужская одежда произвела фурор на московской неделе прет-а-порте. В платьях от Гапчука выходила на подиум мировая топ-модель Ева Герцигова. А недавно на "Черной жемчужине" Александр был признан дизайнером года.

-- Саша, на последних "Сезонах моды" вы показали мужскую коллекцию, не было ли у вас по этому поводу тоски по красивым вечерним платьям?

-- Я немножечко компенсировал эту брешь небольшой коллекцией вечерних платьев, когда "показывался" со Стефаном Ролланом (дизайнер линии "от кутюр" и креативный директор Дома "Жан-Луи Шеррер". -- Авт.). А вообще сейчас у меня все мысли -- уже об осенней коллекции. Хоть и очень жарко, я уже рисую себе картинки, как это будет все в мехах, трикотаже, шерстяных тканях. Сейчас я перед выбором: либо сделать две коллекции -- мужскую прет-а-порте и женскую от кутюр (как в прошлом сезоне), либо сделать гранд-коллекцию "де люкс".

-- А вы собираетесь осенью показывать "осень-зиму" или сразу "весну-лето"?

-- Что касается сезонности, то я не думаю, что нам есть смысл работать с опережением сезона, как на западе. У них после показов надо дать зазор по времени, чтобы успели "отшиться" понравившиеся вещи хоть и маленьким, но тиражом. Мы работаем по принципу: продалась коллекция или не продалась. А любой клиент хочет купить вещь к сезону, поэтому ждать полгода, пока вещь найдет покупателя, неинтересно.

И вообще, я хочу новую коллекцию приурочить к открытию своего магазина, в котором, кроме вечерних туалетов, будет продаваться и обычная одежда -- хорошие носибельные вещи небольшими партиями, которые я намерен заказывать на фабрике по своим лекалам. Это ни в коем случае не будет тираж-инкубатор. Можно, конечно, попробовать создать свою фабрику, но тогда, я уверен, не останется времени на творчество...

-- Какое впечатление произвела на вас Москва? Чем отличаются их показы от наших?

-- В Москве, в отличие от Киева, на показах обычно немного людей, но обязательно присутствуют ключевые фигуры мира моды. Что касается присутствия байеров и перспективы заказа на тиражирование коллекции, то я пока такого не заметил. Как бы они там не кичились своей якобы уже налаженной индустрией, реально -- это всего лишь один большой магазин, в котором "накидано" 500 вещей (их не выкупают, а просто берут на реализацию) от дизайнеров со всего СНГ. Просто висят тряпки, которые плотно зажаты, а покупатели ходят и их "листают". Мы расчитываемся частью коллекций за участие в этих московских показах, потому что одни и те же хозяева делают показы, и продают вещи. Я считаю, что это не бизнес вообще. Может быть, у нас есть даже больший повод выстраивать эту структуру у себя лучше, чем в Москве. И незачем ехать куда-то, когда все можно сделать здесь.

-- То есть, в ваших ближайших планах -- наладить индустрию моды в Украине?

-- В моих ближайших планах -- прежде всего, хорошенько отдохнуть. Очень уж насыщенным выдался год, да, похоже, и следующий будет не проще. Тут на днях вырвался в Одессу и когда лежал на пляже, поймал себя на мысли, что песок, флаги, ветер, "наплывающая" из прибрежного кафе музыка -- все это уже складывается в декорацию для следующего показа...

-- Одесса? Тянет на родину?

-- Я родился и вырос в Одессе, 13 лет назад приехал в Киев. До этого успел отучиться в школе и прослужить 3 года в Морфлоте. Мой папа работал на ювелирной фабрике (у нас полдома там работало), а мама была швеей. По идее я должен был либо возненавидеть эту профессию насмерть, либо полюбить на всю жизнь. Специализацией мамы был трикотаж, и, сколько себя помню, она брала работу на дом -- всегда приносила гору свитеров. Я ей должен был помогать -- "прикетлевывать" горловину к основе. За это я получал мороженое, а позже зарабатывал карманные деньги. Работа была копеечная: 50 копеек свитер, но у меня были "острые глаза", и я сидел и "собирал" свитера. Недавно нашел свои первые эскизы: мне было лет 12, и я нарисовал маме, какой бы я хотел иметь свитер. Вообще-то, у меня был выбор: либо стать ювелиром, либо архитектором, либо заняться дизайном одежды. И вот когда я дослуживал последний год на флоте, стал собирать информацию о высших учебных заведениях именно по этим трем профессиям. Сначала собирался в Прибалтику, но там требовалось знание языка, поэтому я отправился в Киев поступать в "легкую промышленность" на факультет "конструирование одежды". Помню, было очень жаркое лето, я надел белые штаны, белую футболку и приехал на собеседование. Я должен был после службы в армии вспомнить производные, интегралы, какие-то формулы физические -- ужас, я все забыл! Короче, собеседование провалил и если бы не мое армейское прошлое, мог бы и не поступить. Я ничего не знал, не умел шить, рисовать, но цель была поставлена, значит надо было к ней идти. Со своих шатких "троек" я к концу первого курса добрался до твердых "четверок" и "пятерок".

-- А когда появилась первая коллекция?

-- К концу третьего курса, и сразу две. Мне очень повезло, что режиссером-постановщиком этих коллекций был Андриан Федоренко (к сожалению, ныне покойный). Он предложил мне сделать костюмы для его балета. Эта работа заняла все лето -- я в общежитии, практически, вручную шил эти костюмы. Увлекся страшно. Я очень люблю лето, море и вдруг обнаружил, что уже наступил сентябрь, а я не отдыхал. Потом поступил следующий заказ, потом следующий -- так началась моя самостоятельная работа. Пришлось уйти на заочный. С двумя друзьями купили швейные машинки, арендовали подвал и начали делать "одежки" для балетов всех ночных клубов. Андриан мне дал всю клиентуру, и три года у меня была просто нереальная практика. Приходили люди и говорили: "Нужен костюм жар-птицы или в стиле "арлекин", или в стиле "шансон", или "ретро" -- тут уже полету моей фантазии предела не было. Очень известный в мире иллюзионист Виктор Войтко (я для него делал костюмы) пророчил мне карьеру дизайнера для иллюзионистов. Таких мастеров в мире единицы, поэтому это пожизненный хороший кусок хлеба. Но меня почему-то это не прельщало. Я настолько нафантазировался и наигрался, что бросил все и пошел в ученики к Ольге Тюфяковой (в 1995-м году она была самым известным украинским дизайнером). Взяли меня на какие-то копейки, а надо было и квартиру снимать, и что-то кушать, но тогда меня это просто не волновало. Почти четыре года я опять учился. А потом как-то позвонила Лилия Пустовит и рассказала, что в "Столичном" ищут дизайнера... Чем там было интересно -- кроме больших площадей были хорошие возможности для реализации: три мужские бригады, пять женских, трикотажный цех и т. д. Единственная сложность -- там в основном работали мастера в возрасте, для которых я был головной болью. Мне постоянно что-то приходилось доказывать. Они получали деньги от количества изделий, а я постоянно хотел что-то переделать. Из-за меня им приходилось оставаться до ночи, а денег толком за это не получали. Я же не мог поступиться своими принципами. В итоге не они меня воспитывали, а я их. Теперь у меня своя команда. Нас мало -- человек 15, но у нас за плечами уже три коллекции...

Мой самый большой плюс в том, что у меня есть цель и терпение. Я пятнадцать лет шел к своему сегодняшнему состоянию и готов идти еще десять или не знаю, сколько, чтобы достичь того уровня, о котором мечтаю. Хотя все это очень непросто. У меня есть два друга, которые в свое время бросили любимое дело и занялись бизнесом. И я смотрю на них сегодня без зависти: у ребят уже, казалось бы, есть все, о чем можно было мечтать, а они маются, потому что занимаются не тем, чем хотели бы.