1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №119 (1464) за 31.05.2003

ЭЛЕКТРОННЫЙ ЧИНОВНИК ВЗЯТОК НЕ БЕРЕТ

По рекомендации ЕС Украина обзаводится общенациональными электронными реестрами. Без этого в "цивилизацию" не принимают. Так что следом за налогоплательщиками и участниками пенсионного страхования до конца 2004 года в единую базу данных "сведут" и всех предпринимателей. Бизнесмены от нововведения выиграют, ибо сэкономят массу времени и денег за счет отсутствия "приятного" общения с чиновниками. Однако последние отчаянно сопротивляются, боясь потерять насиженные места.

ФИРМ РОЖДАЕТСЯ, КАК ДЕТЕЙ

Времена, когда народ пасовал перед перспективой ринуться в неизведанную стихию предпринимательства, прошли: за последние пять лет темпы появления новых фирм почти сравнялись с рождаемостью детей -- порядка 300 тысяч в год! Немало тому способствовала упрощенная система госрегистрации, исключающая при оформлении бумаг длинную цепь посредников.

Стать предпринимателем "в законе" сегодня можно за каких-нибудь пять дней, тогда как пару лет назад на эту нехитрую процедуру приходилось тратить в среднем 42 рабочих дня. А чемпионом по ускоренной регистрации, по данным Госкомитета по вопросам регуляторной политики и предпринимательства, стал Беляевский район Одесской области, куда будущие бизнесмены едут специально, чтобы учредить фирму всего за... 30 минут. Как считает начальник управления госрегистрации субъектов предпринимательства Александр Барбелюк, все это говорит о том, что в Украине наконец-то пошла волна реальной легализации бизнеса.

Но праздновать победу рано, пока бюрократический аппарат все еще крепко удерживает рычаги влияния и не собирается без боя сдавать "хлебные" места. Судите сами: в Украине регистрацию субъектов предпринимательства обеспечивают 762 (!) местных органа власти, это при нашем 48-миллионном населении. Для сравнения: в Польше с той же работой справляется всего 34 "конторы" на 38 млн. человек, в Чехии -- 6 на 11 млн., во Франции -- 14 на 58 млн., в Германии -- 17 на 82 млн., а в Великобритании -- один-единственный регистратор на 59 млн. граждан! И ничего, справляется. При законодательно отведенных на эту процедуру пяти днях реально все происходит за час-два...

Прокормить такую ораву доморощенных чиновников ой как непросто. "Подчас, чтобы открыть маленький магазинчик, приходится обойти 27 организаций, от пожарных -- до экологов. И заплатить минимум 10--15 тыс. грн., -- рассказывает "Сегодня" замглавы Госкомпредпринимательства Сергей Третьяков. -- Функционеры подчас даже не утруждаются личным визитом на будущее предприятие, а передают полномочия некоей хозрасчетной структуре, которая все проверит, но -- за деньги".

Впрочем, как же чиновникам не множиться, ежели только систему регистрации регламентируют 87 (!) нормативно-правовых актов. Из них: 23 закона, 10 указов Президента, декрет и 12 постановлений Кабмина, плюс 6 постановлений Нацбанка. У кого угодно голова пойдет кругом. Не меньший "устав" сопровождает и другие неизбежные моменты контактирования с органами власти. Причем, как утверждают в Госкомпредпринимательства, некоторые документы попросту не согласуются друг с другом. Отсюда -- постоянно возникающие правовые коллизии и "аллергия" у потенциальных бизнесменов, которым оказывается гораздо проще действовать в "тени", чем постоянно ублажать толпы соглядатаев.

ЧУДО-ОКОШКО

Однако сегодня, выбрав европейский вектор развития, Украине приходится гармонизировать свое законодательство в соответствии с требованиями мирового сообщества. В частности, одно из главных правил гласит, что государство обязано создать все условия для тех, кто хочет работать и барьеры -- для любителей незаконной деятельности.

И здесь все начинается с электронного реестра. Доступ в него должна иметь каждая госструктура, а между ними будет действовать открытая передача данных. К примеру, в ходе регистрации диспетчер непременно запросит сведения у соответствующей инстанции, не создается ли предприятие по утерянному паспорту, не является ли будущий бизнесмен госслужащим или работником прокуратуры. То есть, сразу отсекаются незаконные схемы.

Плюс к тому в базу данных заносятся экономические показатели предприятия и его коммерческая история. И любая уважающая себя фирма при заключении контракта непременно поинтересуется такой информацией. Так что предпринимателям самим будет выгодно подать о себе сведения, чтобы показать свою привлекательность. А поскольку украинский реестр станет частью общеевропейского, то наши предприятия смогут прорекламировать себя перед иностранными инвесторами. При этом лишними становится уйма "столоначальников", единственной обязанностью которых является выдача подобных справок.

Электронная регистрация позволяет реализовать принцип "одного окна". Это когда будущий предприниматель подает все необходимые бумаги в условное окошко и там же в строго оговоренные сроки получает уже оформленные документы на фирму. Стоит ли говорить, сколько при этом экономится нервов и денег?

И еще один важный момент. Простота регистрации по европейскому образцу базируется исключительно на заявительном принципе: если все документы предоставлены и они в порядке, то отказать не имеют права. В отличие от ныне действующей у нас разрешительной системы, когда приходится добиваться милости у каждого чиновника. Другое дело, что так же просто ликвидировать фирму уже не удастся. Но это уже другая история.