1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №120 (1465) за 02.06.2003

Я -- ГЕНИЙ, А НЕ ГЕНИЙ -- КТО Ж?

Когда по Киеву пополз шорох: "Башмет приезжает! Башмет приезжает?", меломаны затрепетали. Критики заволновались. Журналисты -- напряглись.

Попасть пишущей братии в Национальную оперу Украины на концерт оркестра "Солисты Москвы" без помощи организаторов нереально (не покупать же билеты по 400 гривен?), а хочется еще и пообщаться с гением... Кстати, по этому поводу уже несколько дней из головы не йдет любимый хармсовский литературный анекдот.

"Пушкин сидит себе и думает: "Я -- гений. Ладно. Гоголь тоже гений. Но вот и Толстой гений, и Достоевский, царство ему небесное, тоже гений. Когда же все это кончится?" Тут все и кончилось." Журналистская страсть к каламбуру немедленно преобразовала текст: "Сидит Башмет и думает: Я -- гений... Спиваков тоже гений. Но вот и Райхельсон гений, и Рихтер, царство ему небесное, тоже гений..." Финал тот же: заканчивается все неумолимо.

К тому, что на собственные пресс-конференции опаздывают попсовые "звезды", мы уже привыкли. Как и к тому, что начало своих шоу они задерживают как минимум на полчаса. Территория так называемой классики еще до недавнего времени не была поражена вирусом, пардон, "звездянки". И вот -- свершилось. Мы, посвященные, сможем внести в свои дневники, а затем (не побоюсь пафоса) в мемуары факт присутствия при рождении Звезды по имени Гений. Его величество Башмет даже не потрудился извиниться за свое опоздание на встречу с журналистами, как, впрочем, и за задержку начала концерта, который почему-то был назначен на 18.00. Гению, конечно, не удалось пообщаться со всеми, кто мечтал об этом. Да и репетицию нужно было провести...

Кстати, о репетиции. Да, Башмета вполне заслуженно считают первым альтистом, кто вывел инструмент в ранг солирующих. Да, его называют легендой. Да, он действительно хороший музыкант. Но, к сожалению, это надо доказывать каждым звуком, изданным на публике. Вопрос коллеги о том, считает ли Юрий Абрамович киевскую публику всеядной, попал в самую точку. Видимо, г-н Башмет вообще не относится к слушателям, пришедшим на его концерт в Национальную оперу, как к публике. Наверное, уровень его гонорара, полученного за это выступление, позволяет ему не уважать людей в зале. История музыки знает примеры, когда великий Паганини позволял себе издеваться над обывателями, издавая на скрипке звуки, которые имитировали обидные слова. Г-н Башмет пока еще, конечно, не выдает бранных слов при помощи своего инструмента работы мастера Тестори. Он просто не затрудняется элементарно выучить текст либо хорошо отрепетировать его по нотам. Первый же пассаж вызвал настолько глубокое разочарование, что все последующие неудачные места его только дополнили и укрепили. Не могу вспомнить, какой ученический коллектив позволил бы себе подобное неряшливое исполнение шедевров Паганини и Чайковского! А разрекламированная Сюита Игоря Райхельсона скорее напоминала детские экзерсисы начинающего вундеркинда, чем серьезное произведение серьезного композитора. Но ведь рядом с Гением позволено быть лишь гению? Вот и мистер Райхельсон, приехавший из Нью-Йорка, чтобы поразить воображение "образованной" (по словам Башмета) публики, получил эту индульгенцию, хотя скорее напомнил ученика средней школы по уровню своего пианизма. Только контрабасист оркестра "Солисты Москвы" да еще замечательный саксофонист Игорь Бутман смогли как-то сгладить впечатление. К сожалению, уже давно канули в Лету времена, когда гениями называли тех, кто создавал нечто неповторимое. Сегодня все чаще подобные оценки достаются людям, "творящим" то, что напоминает, как минимум, несколько шедевров.

Но вот что обиднее всего: публика (та, которая принципиально не выключает мобильники и не знает, как можно одеваться в оперу) все это благополучно "проглотила". И восхищенно хлопала между частями произведения, и кричала: "браво, бис!" И радовалась во всю мощь потраченной на билеты суммы денег...