1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №122 (1467) за 04.06.2003

МЭР ЯЛТЫ ХОДИТ ПЕШКОМ НА АЙ-ПЕТРИ И ОТМЕЧАЕТ ЗИМНИЕ ПРАЗДНИКИ В ПАЛАТКЕ

В эти дни официально стартует курортный сезон 2003-го года на Южном берегу Крыма (хотя майская жара, наверное, скорректировала планы многих туристов). Накануне открытия сезона, как уже писала наша газета, в Ялте побывала большая группа столичных журналистов, в том числе корреспондент "Сегодня". Было много интересных бесед, но центральной стала встреча с мэром Ялты Сергеем Брайко. Сергей Борисович не так давно избран на эту хлопотную должность, однако даже приезжим видно, что многое уже успел сделать. Хотя, конечно, проблемы остаются и о них мы достаточно откровенно говорили...

"МЫ ЖДЕМ УВЕЛИЧЕНИЯ ПОТОКА ТУРИСТОВ"

-- Сергей Борисович, готова ли, по вашему мнению, Ялта к приему туристов и какие надежды вы возлагаете на нынешний сезон?

-- Наш город, имея население в 98 тысяч человек, одномоментно может принимать примерно 40 тысяч туристов. В прошлом году всего за сезон приняли около миллиона: 600 тысяч организованных и примерно 400 тысяч неорганизованных, хотя последних точно подсчитать довольно сложно. В этом году рассчитываем на увеличение туристского потока. В правильности этих предположений убеждает и начало сезона, скажем, майские праздники, когда мы приняли туристов в два раза больше, чем за это время в прошлом году. Курорт в мае был заполнен на 78 процентов, а это немало.

Мы серьезно подготовились к началу сезона, в городе появилось несколько очень приличных гостиниц уровня 3--4 "звезд". Это и всем известная "Ореанда" (после реконструкции), и "Бристоль", и "Ливан", и "Времена года"... Обновляются в последние годы основные фонды давно существующих здравниц. А также занимаемся всерьез благоустройством города, его санитарным состоянием. Думаем о досуге отдыхающих, в том числе об активном. Проработаны несколько новых туристических маршрутов, в том числе по горно-лесному заповеднику. Кстати, количество туристов с рюкзаками, как показали те же майские праздники, ныне значительно увеличилось, что вызывает и радость, и небольшие волнения, связанные с опасностью лесных пожаров. Чтобы предупредить такое развитие событий, мы предлагаем готовые маршруты с местами для ночлега, со стоянками и пр. Создаем также маршрут-автокольцо по всем природным и историческим памятникам, имеющимся у нас. Это кольцо начнет действовать с 10--15 июня. Речь идет о том, чтобы турист мог купить единый билет на сутки и объехать на наших автобусах упомянутые достопримечательности. Так делается во многих странах мира.

-- Какие у Ялты перспективы по развитию и реконструкции?

-- Программой-минимум предусмотрена, в первую очередь, реконструкция центральных улиц, в частности, набережной. Проект оценивается примерно в 33--35 миллионов гривен, он разбит на три этапа. Окончание первого вы можете видеть сейчас -- это примерно половина набережной (гранитная мостовая, озеленение, освещение, малые архитектурные формы, фонтаны). Второй и третий этап рассчитываем совместить и закончить всю набережную к следующему маю. Кроме того, следует решить транспортную проблему. В частности, планируем сделать несколько площадок для отстоя иногороднего транспорта, чтобы воспрепятствовать его попаданию в центр города, и без того загруженный машинами. Эти площадки будут сооружены в районе нашей обводной дороги. Обновим также ряд спортивных сооружений. В 2005 году будет закончен ремонт городского бассейна, часть которого накроем, чтобы использовать в зимнее время. Есть также планы максимально отказаться от палаточного способа торговли, дабы перейти к ее цивилизованным формам и пр. Вскоре будем объявлять конкурс на ряд инвестиционных проектов, общей суммой более 100 миллионов долларов. Словом, думаю, в ближайшие два-три года в туристической инфраструктуре города произойдут серьезные положительные подвижки.

"ДО ИДЕАЛА ПОКА ДАЛЕКО..."

-- Как привлекаете инвестиции -- продаете объекты?

-- Нет. Мы говорим инвестору, что есть участок такой-то площадью, который может быть использован в таком-то направлении, предлагаем эскизный план и небольшой бизнес-план, чтобы можно было иметь понятие о проекте. Земля иностранным инвесторам не продается, а сдается в долгосрочную аренду до 49 лет, украинский же инвестор может ее купить либо тоже арендовать. Если говорить о приватизации, то как пример успешного проекта могу назвать сотрудничество с горадминистрацией Киева. Речь идет о договоре, по которому столичные власти выкупают за 5 миллионов здание бывшей гостиницы в центре Ялты. Документ сейчас на стадии подписания.

В Большой Ялте действует Закон о территории приоритетного развития, предоставляющий инвесторам определенные льготы. Например, полное освобождение от уплаты за землю на период реализации инвестиционного проекта и освоения земли, до 3 лет освобождения от налога на прибыль в полном объеме и еще 3 года в половинном, нулевые ставки НДС и ввозной пошлины на сырье и материалы, которые ввозятся для пополнения уставного фонда в ходе реализации инвестиционного проекта... Это весьма значительные льготы. Могу сказать, что при реконструкции "Ореанды" ввиду таких льгот экономия составила 4,5 миллиона из 28-ми.

Но вообще-то мы подсчитали: если хотим нормально работать, как курорт, нам нужно принимать порядка 6 миллионов туристов в год. А чтобы подготовить для этого соответствующую инфраструктуру, необходимы инвестиции в размере примерно 2,5 миллиарда. Так что, сами понимаете, пока нам до идеала далеко, еще работать и работать...

-- Как вы относитесь к разговорам о том, что Ялту и других "льготников" могут лишить статуса территории приоритетного развития?

-- Думаю, это было бы по меньшей мере неразумно -- имею в виду именно Большую Ялту, которую называют летней столицей Украины. Я приводил выше цифру в 2,5 миллиарда, однако понятно, что госбюджет не выделит нам не только миллиарды, но и несколько сотен миллионов... Так что основная надежда -- на частного инвестора, для которого статус и льготы территории приоритетного развития, конечно же, важны и привлекательны. Насколько я знаю, опасности потерять такой статус у Большой Ялты нет, вопрос обсуждался на самом верху и наши нужды нашли там понимание.

"ОСНОВНЫЕ ПРОДУКТЫ ДОРОЖАТЬ НЕ БУДУТ"

-- Все ли, на ваш взгляд, решено с транспортом накануне курортного сезона? Имеется в виду доставка туристов от места их жительства до Ялты и обратно...

-- Нет, тут остались проблемы, на которые хотелось бы обратить внимание министра транспорта Георгия Кирпы. Скажу откровенно, что начало сезона (майские праздники) мы проиграли. Туристы из Украины и России не могли нормально ни приехать, ни уехать -- не было билетов. Наверное, это неправильно, и вопрос срочно надо решать.

-- В прошлом году в Ялте на продукты были относительно невысокие цены, которые регулировались властью, не дававшей им "взлететь". Поговаривают, что в этом году, ввиду гибели значительной части урожая, цены могут стать заоблачными...

-- Эксперимент по регулированию цен будет продолжен, во всяком случае, на основные продукты питания. И мы удержим эти цены на уровне прошлого года. К тому же мы постоянно проводим мониторинг цен, сравнивая их с соседними регионами. Так вот, цены сегодня у нас не только не выше, но, по некоторым позициям, ниже, чем у соседей. В разгар сезона, конечно, будет сложнее, но постараемся справиться.

-- Будут ли бесплатными пляжи?

-- Обязательно. Пляжи были бесплатными в прошлом году, будут в этом и следующем... Правда, я говорю о городских коммунальных пляжах. Мы не можем диктовать свои условия, скажем, гостинице "Ялта". Ее владельцы арендуют пляж, платят за землю и, очевидно, вправе брать плату не со своих отдыхающих, а с тех, кто пришел "со стороны". Тут ведь надо учитывать и такой аспект. Владельцы пляжей вкладывают в них большие деньги (обустройство, противооползневые мероприятия и т.д.), так что понятно желание гостиниц, санаториев, пансионатов вернуть эти средства.

-- Сколько же в Ялте коммунальных, то бишь бесплатных пляжей?

-- Коммунальных пляжей на территории Ялты -- 4, там могут одновременно отдыхать до 8 тысяч человек. В Большой Ялте -- до 40 тысяч, а с "неорганизованными" -- до 60 тысяч.

"НАВЕРНОЕ, ПРЕЗИДЕНТЫ ДОГОВОРЯТСЯ..."

-- А как обстоят дела с домом Софии Ротару?

-- Какой вы имеете в виду? У нас есть дом на улице Гоголя, где София Михайловна жила раньше, есть тот (в Никите), где живет сейчас, и есть здание, которое артистка выкупила. Вас интересует именно этот дом, расположенный на набережной?

-- Да.

-- Сейчас София Михайловна занимается проектом, по которому там обоснуется творческая студия Ротару. Думаю, что проект будет завершен где-то к осени. То есть это может произойти и несколько раньше, но, сами понимаете, в августе приступить к строительным работам в доме, расположенном на набережной, просто невозможно. Но с октября, думаю, работы начнутся, и к маю будущего года студия будет готова.

-- Есть ли какие-либо судебные тяжбы вокруг этого дома?

-- Раньше были, сегодня их нет. Уже оформлено право собственности, решается вопрос с оформлением земли. Словом, юридически не решенных вопросов уже не осталось, есть лишь чисто технические.

-- Правда ли, что в ходе недавней встречи Президентов Украины и России в Крыму Владимир Путин якобы выразил желание иметь на побережье Крыма нечто вроде своей резиденции за рубежом?

-- Президент России раньше, оказывается, почти не ездил по Крыму и ему здесь, естественно, очень понравилось. Так что он действительно изъявил такое желание. Думаю, это положительно отразится на нашем курорте. Сам же вопрос, видимо, будет решаться на уровне двух государств. Думаю, президенты договорятся...

P.S. Мэр Ялты не только со знанием дела говорит о туризме, он и сам заядлый турист. В этом столичные журналисты убедились, что называется, на своей шкуре, когда Сергей Борисович повел нашу группу в пеший поход... на Ай-Петри! Сопровождала нас в этом нелегком испытании и его очаровательная супруга Лариса. Еще, говорят, мэр и его жена один из прошлогодних зимних праздников провели на вершине этой самой знаменитой горы Крыма, в палатке и при свечах... С одной стороны -- бизнесмен, администратор с железной логикой и хваткой, с другой -- неисправимый романтик. Сочетание, согласитесь, интересное и довольно редкое. А для Ялты -- многообещающее...