1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №125 (1470) за 07.06.2003

КТО ПЛАТИТ ЗА ГАЗЕТУ, КОТОРУЮ ПОКУПАЕТ ЧИТАТЕЛЬ

Вчера украинская пишущая братия отметила свой профессиональный праздник -- День журналиста. За "рюмкой чая" старшие коллеги вспоминали, что в СССР журналисту было работать проще, хотя и не так интересно. А на Западе продолжают изобретать рецепты развития газетного бизнеса, которые, хочешь-не-хочешь, придется и нам перенимать. Хотите заглянуть на эту "кухню"?

Кажущаяся парадоксальность заголовка объясняется просто: подавляющее большинство печатных изданий во всем мире продается... ниже себестоимости. Но на Западе, где никто работать себе в убыток не будет, ведущие издания ухитряются не только выживать в таких условиях, но даже приносить прибыль. Каким образом? Об этом намедни рассказал нам выпускающий редактор крупной немецкой газеты "Франкфуртер Альгемайне Цайтунг" Вернер Д'Инка.

-- Не зря говорят, что любая газета (журнал) продается дважды: сначала рекламодателю и только затем -- читателю. Две трети своих доходов немецкие газеты получают на рынке рекламы и лишь треть -- за счет подписки и продажи в розницу. Именно это позволяет СМИ считаться "четвертой властью". К сожалению, сейчас и в Германии, из-за снижения производства, многие бюргеры стараются экономить, в первую очередь -- на прессе. К тому же, существенную часть рынка рекламы отнял Интернет. Поговаривают, что из десятка наиболее популярных "цайтунгов" выживут два-три. Хоть это, по-моему, слишком пессимистичный прогноз, но наш менеджмент уже рассматривает три варианта стратегии выхода из кризиса.

Первый -- самый простой, но и самый опасный: повышение отпускной цены. Сегодня немцам начинают внушать: хорошая ежедневная газета объемом 50--60 страниц не может стоить дешевле чашки кофе (1,8 евро). А сейчас ее цена на 50 центов ниже.

Другой вариант -- поддержка со стороны государства, которое должно быть заинтересовано, чтобы в прессе отражалось многообразие мнений. Замечу, что косвенно журналистам и так помогают: мы платим вдвое меньший НДС, чем все остальные. Тем не менее господдержка в длительной перспективе будет иметь разрушительные последствия для нашей прессы, которая сегодня полностью независима от структур власти.

Остается третий путь: повышение качества материалов и квалификации журналистского менеджмента. При этом обязательно надо прислушиваться к мнению читателей. Есть специальные методы исследований, позволяющие узнать, что желает видеть Господин Читатель на наших страницах. Но даже в этом случае для финансовой самостоятельности издания до 40% его объема должна занимать реклама. Ибо только материально независимая газета способна быть незаангажированной, а значит -- выдавать качественный информационный продукт.

Поэтому пусть не сетуют читатели украинских газет на порой чрезмерное, по их мнению, обилие рекламы. Это -- первый показатель того, что издание действительно крепко стоит на ногах, а публикуемой в нем информации можно доверять.