1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №127 (1472) за 10.06.2003

АРХИТЕКТУРНЫЕ УРОДЦЫ СТОЛИЦЫ

Киевляне настолько падучи на моду, что стоит появиться очередному высокому каблуку, как его можно увидеть на всех парковых дорожках. То же самое происходит во всех сферах жизни, в том числе -- архитектуре. Имеется в виду мода на мансарды.

Столицу поглотил бум мансардостроения, которое, как и любая другая мода, имело подзабытый прецедент в прошлом. Постройки сооружались еще в довоенном городе, кстати, не только для зажиточных людей. Зачастую они возводились одновременно с домом для любителей "жизни наверху", привлекающей богему и студентов. Правда, и мансард у нас было мало, и высота домов -- небольшая, и климат -- жесткий. Поэтому горожане "в творчестве" не зашли так далеко, как итальянцы, испанцы, которые строили на крыше рядом с мансардами бани и разводили сады.

В советское время, когда исчезло даже само понятие "мансарда", нашлись наследники культуры "жизни наверху". Как только на улице Константиновской появились многосекционные дома, проживавшие в квартирах, расположенных на уровне с крышей соседней секции, начали прорубывать проходы и устраивать на площадках вечеринки.

Сегодня же понятие "мансарда" стали "путать" с аттиковыми и достроенными этажами для квартир и офисов. Понятное дело: мансарды квалифицируются санэпидстанцией как нежилые помещения, и к ним, соответственно, выдвигается меньше требований. Кроме того, если в Европе мансарда возникла из-за введения ограничений на этажность городской застройки, то в Киеве под мансардостроением понимают увеличение этажности домов и полезной площади в центре. В гонке за быстрыми деньгами инвесторы прут напролом, и мансарды одна за другой "вырастают" на памятниках архитектуры.

Получая разрешение на строительство мансарды, инвестор, по закону, обязан побеспокоиться обо всем доме -- коммуникациях, лестничных клетках и т. д. Казалось бы, нужно только радоваться, что кто-то сделает работу вместо беспомощного жэка. В некоторых случаях так оно и получается -- жители рады новоселу, который не только увенчал дом красивой надстройкой, но и привел в порядок здание. Но это, если все происходит "по взаимной любви и согласию".

Когда же "помощь" навязывается, она вызывает сомнение. Во-первых, игнорируется право жителей на владение вспомогательными помещениями. Дело в том, что на основании ст. 10 Закона "О приватизации государственного жилищного фонда" владельцы приватизированных квартир являются совладельцами вспомогательных помещений, в том числе чердаков, подвалов и так далее (от лица хозяев неприватизированных квартир выступают райадминистрации). Так вот, собираясь что-то там надстраивать, инвестор обязан получить разрешение всех владельцев квартир. Во-вторых, прежде чем вообще что-либо затевать, нужно произвести массу исследований как самого дома, так и того, что находится под домом и вокруг него. Возможно, здание старое и не выдержит дополнительной нагрузки, или под ним -- грунтовые воды, или соседним домам мансарда закроет солнце? И вообще, как новостройка впишется в архитектурный ансамбль?

Конечно, управление охраны памятников искусства и архитектуры пытается этот процесс контролировать. Однако о его реальной власти может сказать хотя бы тот факт, что на проект надстройки на Крещатике, 50, было наложено вето. А "Главархитектура", за которой -- "последняя подпись", проект одобрила.

По словам Валентины Чешко, сотрудника управления, ведущего специалиста по вопросам охраны памятников искусства, перестраивать дома архитектурного ансамбля, созданного единым архитектором -- неэтично по отношению к прежнему автору. Мы ведь не дорисовываем картины известных художников? К тому же, в разделе №5 Закона Украины "Про охрану культурного наследия" говорится, что "части и элементы памятника запрещено менять, изменять без соответствующего разрешения Кабинета Министров".

Жилые дома, офисы и отели из-за своей многоэтажности, разнообразных надстроек начинают доминировать над культсооружениями. Так, Музей истории Киева (Кловский дворец) после того, как на соседних домах (№№ 6--10) "выросли" мансарды, утратил "солидность", а башенки Театра оперы и балета "теряются" в шике дома на углу Театральной. Что и говорить о 2--4-этажной крещатицкой довоенной застройки, между ЦУМом и памятником Ленину, на доме №50 появились два дополнительных этажа и надстройка. Теперь здание демонстрирует, что малоэтажки рядом -- провинциальные хатки.

А как относятся к мансардам архитекторы?

Олег Граужис, главный архитектор института "Укрндипроэктреставрация", член Академии строительства Украины, считает, что идея постройки мансард -- очень хороша, но вот ее реализация желает лучшего. Мансарды -- помещения функциональные, которые должны быть незаметными. Зачем же их выпячивать, как, например, на Бессарабской площади, 5? Для таких построек в старом городе государство должно выдавать специальные лицензии.

При сооружении мансард с целью сэкономить часто упрощаются их конструкции. И вместо стилизации под старину получаем бутафоризацию. Такая участь постигла дом по ул. Пушкинской, 25/2: очертания надстройки слишком грубы. В проблеме мансардостроения есть и экономическая сторона. Банки не поддерживают проекты кредитами, поэтому инвестор вынужден платить из собственного кармана. А стоит его финансовому положению ухудшиться, проект продается с молотка. Покупатель же для повышения рентабельности надстройки, увеличивает ее этажность и габариты, что приводит к архитектурным нелепостям.

P.S. Пока городские власти разглагольствуют о застройке каждого клочка земли или крыши, жители усиленно строят. Вот только мода на "крутое жилье" меняется. Не исключено, что те, кто сегодня заказывает мансарды, завтра начнут возводить дома за городом. Но о бывших пристрастиях еще долго будут напоминать архитектурные "уродцы".