1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №127 (1472) за 10.06.2003

"ЛЮДИ ВСТРЕЧАЮТСЯ ДЛЯ РАДОСТИ"

В киевском Доме кино полный аншлаг. Море цветов. На экране две круглые даты -- 75 и 50! Столько лет самому юбиляру -- народному артисту СССР Константину Степанкову, а столько -- он на службе творчеству. Степанков из той мощной и самобытной "команды" актеров, режиссеров, художников 60--70-х, составившей "эпоху Возрождения" украинского искусства, о которой сам актер сказал, что в то время "было ощущение единства".

Его жизнь началась с трагедии -- он живет без отцовской фамилии, так как его отец, Петр Волощук -- потомственный священник, сельский протоирей, был репрессирован. Чтобы выжить, мама Кости (он называет ее великомученницей) дала сыну свою девичью фамилию, которая из Степанкив русифицировалась в Степанковых. Потом была чужая семья, был голод, детдома. А учиться Константин пошел в сельхозинститут (тогда очень престижный вуз), на плодоовощной факультет. В театральный же его "привел" сам Бучма, и учился Кость на его курсе. Потом играл с ним и такими же "живыми" классиками в академическом театре имени Франка -- ни больше ни меньше 14 лет. Но Степанкова украинский театр так и не назовет "своим актером". Его фактурность и естественность жизни в роли использовал кинематограф, и он стал его верным рыцарем-трудоголиком.

Сразу после окончания театрального института Костя Петровича пригласили преподавать. Первым его выпускникам самим сегодня по 65. А один из последних студентов -- известный актер театра и кино Алексей Горбунов -- заметил: "Каждый из нас запомнил до конца своей жизни, сказанное нашим учителем. Первое: "Даже если вы играете что-то серьезное -- все равно балуйтесь. И чем больше балуетесь, тем больше у вас получится". И вторая мысль: "Перед тем, как кого-то играть, нужно очень хорошо вымыть руки и желательно с мылом". Среди первых студентов он и жену свою встретил -- единственную и удивительную актрису Аду Роговцеву: "Он, как ребенок, иногда злой, иногда беспомощный. Что мне больше всего импонирует -- это его отношение к творческой работе. Он там -- Бог. Там Кость Петрович забывает обо всем: он отстраняется от суеты, от быта, у него там что-то особенно святое... Жизнь бурлит, она требует темпа, ритма, и Кость Петрович, как никто другой, чувствует этот темп и ритм. Он мой учитель на всю мою жизнь". И недаром у дочки Кати они романтично асоциируются с Рыцарем и его Прекрасной дамой.

Из театрального института Константин Степанков потом ушел, так как "убрали" из набора курс актеров кино, которым он и занимался. Его педагогический опыт пригодился уже в сегодняшние дни. Когда в Университете культуры и искусств открыли факультет кино и телевидения, Степанкова позвали одним из первых. В прошлом году Мастер выпустил своих первых учеников ХХI столетия.

У НЕГО НЕ БЫВАЕТ ДВУХ ОДИНАКОВЫХ ДУБЛЕЙ

Благодаря Костю Петровичу в эти юбилейные дни на украинском телевидении были показаны уже уникальные кадры эпохи великого украинского поэтического кино. Ах, как он красиво скакал на коне в "Комиссарах" Николая Мащенко, каким по-человечески неоднозначным был его герой в "Вавилоне ХХ" Ивана Мыколайчука, каким мощным злодеем выглядел в "Захаре Беркуте" и "Каменном кресте" Леонида Осыки! Этот режиссер вообще не представлял себе ни единой своей картины без Степанкова. Точно также и его младшему коллеге, режиссеру Олегу Бийме всегда не хватает его актерской мощи. Казалось бы, успешный Роман Балаян вообще редко "видит" в своих фильмах украинских актеров, но в картине "Две луны, три солнца" не смог в роли старого чеченца, стержня всего фильма, снять кого-то другого, кроме Степанкова. Ведь у этого актера не бывает двух одинаковых дублей -- перед камерой он всегда "живой" и личностный, а в жизни -- не по-современному настоящий. Кого он только не играл: рыцарей, подлецов, рефлексирующих личностей, всевозможных вождей и героев, не отказываясь и от эпизодических типажей, так как "всегда был жадным на роли". Так, за один только 1977 год он снялся в девяти фильмах (!). Не все, конечно, высокого уровня -- что-то отсеялось, а что-то осталось.

Юрий Ильенко, народный артист Украины, снявший Степанкова в своих фильмах "Белая птица с черной отметиной", "Легенда о княгине Ольге" и "Мазепа": "Степанков -- это длинная-длинная жизнь, наполненная трудом и талантом. Великий мастер великого кинематографа, он один из тех, кто его создавал. И уже тогда, когда Кость Петрович ушел из театра и пришел на студию Довженко, и все последующие годы до кинообвала, он был чрезвычайно востребован у режиссеров. Его высокая актерская культура влияла на всех без исключения, кто был на съемочной площадке. Сделал он очень много и как педагог, и его педагогика перешла на съемочную площадку. На фильме "Легенда о княгине Ольге" я видел, как вокруг него образовывалась аура высокой актерской требовательности. Он до сих пор остался таким же. Жалко, что кинематограф так внезапно изменил всем, и ему в том числе. Я пригласил его в свой новый фильм "Мазепа". Эта работа мне принесла удовлетворение и напомнила лучшие времена. Думаю, что Кость Петрович будет еще востребован, потому что у него для этого все есть: фактура, мудрость, талант".

Иван Гаврилюк, народный артист Украины: "Для меня это очень близкий и дорогой человек. Кость Петрович -- моя юность, которая уже никогда не повторится, но это тот багаж, с которым можно жить. А была, оказывается, светлая красивая жизнь, при той дремучести, при всех поганых режимах, трагических судьбах некоторых наших коллег. Мои лучшие счастливые годы прошли рядом с ним. Было много и смешных историй, которые, наверное, еще не имеют права выходить в мир. Я горжусь тем, что ночевал в одних номерах с ним, был в одних киноэкспедициях. Как-то мы прилетели в теперешний город Бишкек, а тогда Фрунзе. Представьте: столица Киргизии, гостиница аэропорта, черные матрасы, тараканы, и это учитывая то, что мы все любим чистоту, а Кость Петрович, вообще, уникальный чистюля. Необходимо было просто заснуть, а для этого нужно найти "лекарство". А "лекарство" в Киргизии было только одно -- киргизское красное крепленое вино. Утром проснулись, и Кость сказал крылатую фразу, которая уже десятилетиями ходит по Украине, и не только: "Такое впечатление, что я Родину предал!".

В его жизни были разные обстоятельства, и, хотя можно было идти на компромисы -- он этого никогда не делал и всегда оставался самим собой. По существу он не был моим прямым учителем, но он и был моим учителем, потому что я с него брал пример. И не только я. Одно его присутствие, даже если он не говорит, объясняет очень многое. Первый фильм, с которым я успешно пришел в кино, была "Аннычка". Мне тогда было 18, Костю Петровичу -- 40. И мне казалось: "Господи, какой старый человек!". А он был "моложе" нас всех. Потом были "Захар Беркут", "Тревожный месяц сентябрь", и много других -- да вся моя жизнь вне дома прошла со Степанковым!

Сейчас у него такой удивительный возраст, когда ему нужно сказать спасибо. Это человек, которого при всех властях и режимах любили и любят. Возможно, потому, что и он любит людей и идет к ним с добром, щедростью, теплом".

Роман Балаян, народный артист Украины: "Когда говорят "Степанков", я вспоминаю, прежде всего, его роль в "Каменном кресте" -- героя с циничным отношением к человеческой жизни, желанием пытать. Вспоминаю великую роль в "Захаре Беркуте": как замечательно он сидит на коне. А полное несочетание его добрых глаз с образом комиссара в тужурке в "Комиссарах" дало такой потрясающий результат. Я Костя Петровича ближе узнал на съемках своего фильма ("Две луны, три солца" -- Авт.). Добрый, интеллигентный человек. А походка у него -- английского аристократа, не идущая ни к Москве, ни к Киеву, и которую не меняют даже годы.

Очень жаль, что когда актеры стареют, к ним начинают относиться только лишь с газетным любопытством, или чинно здороваются где-то в коридорах. Государственное же отношение к ним -- непозволительно плохое, особенно финансовое. И они, конечно же, очень нуждаются".

Константина Степанкова, актера-легенду, в честь юбилея правительство наградило орденом за заслуги II степени, а Киев -- Знаком почета, много было и уже генетически любимых нами грамот. И лишь в Университете культуры не только присвоили ему звание Почетного профессора, но и подумали о земном и материальном -- вручили достаточно солидное и совсем не лишнее сегодня для любого украинского актера вознаграждение.

"КАЖЕТСЯ, ЧТО КОСТЬ СТЕПАНКОВ ВООБЩЕ НЕ ОТСЮДА"

Олег Бийма, режиссер, лауреат Госпремии Украины: "Кость Петрович и актер, и мужик гениальный. Всегда почему-то эксплуатировали его внешность, лицо, создавая киношный имидж полузлодея, совсем далекий от его внутренней сущности. Не могу сказать, что я его в своих работах, если говорить таким жестким языком, хорошо использовал. И даже когда для фильма "Дьяволица" из киноцикла "Остров любви" я искал актера на роль этого немощного старца, который живет миром своих страстей, в последний момент кто-то подсказал: "А чего же ты Степанкова не берешь?" -- "Какой я идиот, действительно!". Ну, наверное, опять-таки напластовался этот имидж Ковпака, Комиссара и Жухрая, а это было полной противоположностью. И Степанков гениально сделал роль. Она на экране всего лишь пятнадцать минут -- а это целый космос человеческой жизни, трагедия человека вообще, который, в принципе, всегда одинок. У меня почему-то такое впечатление, что при наличии всех очень близких, очень любящих его людей более одинокого человека в этом мире трудно представить. Потому что это его планида, и кажется, что он вообще не отсюда. От этого и все его положительные и отрицательные стороны, все его "задвиги", вся его определенная неуправляемость, и, вместе с тем, какая-то полная незащищенность. О Косте Петровиче трудно говорить. У нас были конфликты, доходило до стычек. Было, что перед съемкой и в комнате запирал его. Он все переносил с видом виноватого школьника, которого поставили в угол, прекрасно все понимая. А на следующее утро в 4--5 часов съемка и после всех этих мук, которые я ему доставлял, все, что он потом делал, было просто гениально. Откуда это берется, где он накапливает, где увидел? Опять-таки, очевидно, нездешность его, потому что этот багаж нормальному человеку и актеру накопить нельзя -- он с этим уже пришел. И удивительная вещь: мне кажется, что в "молодых" ролях он не был молодым -- был старым, а в "старых" ролях -- он молодой, он пацан. Все больше хулиганства какого-то.

В фильме "Грех" по Винниченко я сделал одну придумку -- усложнил героя Степанкова. Он не просто отец, который волнуется за сына в революционных передрягах, а отцовская любовь к единственному сыну заставила его стать Иудой, пойти на преступление. Финальная сцена разговора с сыном сделана просто потрясающе. Степанков сам "провоцирует" делать самую маленькую роль чем-то глобально серьезным. Режиссерам с ним трудно, так как он будет все время что-то придумывать, морочить им голову, будут сверхзадачи. Это их раздражает, потому что кажется, что он как бы тянет на себя одеяло, а им надо что-то проходящее. А проходящее делать со Степанковым было просто преступно во все времена, потому что он самую никчемную роль так вытянет и сделает из нее модель человеческого бытия на экране. Этого набраться нельзя ни в театральном институте, ни на студии Довженко, ни с гениальными режиссерами.

К сожалению, никто из нас, режиссеров, так до сих пор и не предложил ему ту роль, которая была бы равноценной его личности. Я знаю, что он ждет ее, и мечтаю в скором времени снять один сериал по классике, где именно для него есть грандиозная роль".

На юбилейном вечере "однополчанин" Степанкова, актер Лесь Сердюк вспомнил: "Как-то позвонил мне Кость и задал глупый вопрос: "Лесь, для чего встречаются люди?". Я с детской непосредственностью отвечаю: "Чтобы вмазать!", а он мне и говорит: "Нет, для радости!". Вот такие слова, как "радость", "добро", "труд" стали главными в его размышлениях, несмотря на тяжело пережитый им "обвал" украинского кино и периодическую творческую безработицу. И он, "обыкновенный человек", то ли свыше, то ли с земли постигший философские премудрости этой непростой жизни, может искренне повторить слова своего Комиссара: "Моя истина -- моя вера!". Его вера -- в своих детей, внуков, и, кстати, в будущих молодых украинских режиссеров и актеров. А с ними и в возрождение его любимого кинематографа. "Я люблю людей, которые работают своим умом, сердцем, своими руками и набивают там крепкие кровавые мозоли, -- сказал Кость Петрович. -- Тогда легче живется и легче думается".

Он удивительно красиво старится и все больше становится похожим на библейского старца или Дядька Лева из "Лесной песни" Леси Украинки. Ведь недаром и первая роль его Ады Николаевны, над которой они работали вместе, была Мавка...

Он стоял на сцене с гордо поднятой головой, с влажными благодарными глазами перед своими друзьями и зрителями, понимающими, что перед ними без громких слов целая эпоха. А потом тихо сказал: "Ну вот и состоялся факт грустной необходимости, ничего не поделаешь. Старость -- это паскудство и не очень интересная вещь. Но все равно какая-то внутренняя радость перекрывает всякую грусть. Слава Богу, живу в доброй семье, среди добрых людей. Не спешите стареть. Дай вамс Бог здоровья!".