1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №130 (1475) за 13.06.2003

ПРАВИЛА ДЛЯ ТАКСИ ПРИНЯТЫ -- ПОРЯДКА ПО-ПРЕЖНЕМУ НЕТ

1 июня введены в действие "Правила предоставления услуг по перевозке пассажиров и их багажа на такси в г. Киеве", утвержденные Киеврадой полгода назад. Рано говорить о положительных результатах, и, судя по разговорам чиновников и самих таксистов, они будут нескоро. Поперчили ситуацию с самим дорогим городским транспортом публикации в некоторых СМИ: услуги "извозчиков" подорожают чуть ли не на треть.

Фразу "Маршрутки возят того, кого плохо обслужили в трамвае, а такси -- того, к кому плохо отнеслись в маршрутке", прозвучавшую на собрании таксистов, я воспринял скептически, поскольку считаю, что распределение пассажиров по видам транспорта зависит от толщины их кошельков. А насчет качества услуг такси... Ну как не возмутиться, если за рулем развалюхи без счетчика пыхтит сигаретой водитель в засаленной рубашке?!

Бардак с такси начался с развалом Союза. Чиновники от транспорта сетуют, что город упустил из виду вопрос во время приватизации. Как результат -- все парки отданы в частные руки (56 фирм-таксопарков), и не осталось ни одного коммунального предприятия. В советские времена придерживались нормы -- 1 машина на тысячу душ населения. Сегодня от квотирования отказались, и никто не может назвать точное количество легковых перевозчиков. Цифры колеблются от 12 до 15 тыс. Причем официальных таксистов -- не более четверти. Да и что такое "официальные"?

-- По новым правилам, частник должен получить лицензию и таксометр, -- пояснил Владимир Гриненко, председатель постоянной комиссии Киеврады по вопросам транспорта и связи. -- Потом -- пройти квалификационную комиссию, проверяющую техсостояние автомобиля и состояние водителя.

А директор "Автотакс" Анатолий Туранский считает, что водитель такси обязательно должен иметь и техническое образование. Учитывая это требование, для работы годятся около 35% шоферов.

-- Необходимо ограничить доступ неспециалистов, -- уверен Анатолий Владимирович. -- А то получается: вчера человеку подарили машину, сегодня -- права, а завтра он -- таксист, потому что купил лицензию на год. Стоит она 340 гривен, другие документы обойдутся почти в 200. Нужны 6-месячные курсы по подготовке таксистов. Раньше после учебы люди работали в парках слесарями, потом -- механиками, после их брали водителями-стажерами.

Не все ясно с таксометрами. Чиновники заверяют, что их наличие не ударит по карману водителей, зато будет дисциплина. Тем более, что работать без счетчиков или с поломанными приборами запрещено. Кстати, их проверка -- в компетенции налоговой, но никак не ГАИ, на что жалуются водители. Таксистов ошарашила цена на новый таксометр -- $300. Обязателен принтер с фискальной памятью -- в конце поездки пассажиру выдается квитанция.

Анатолий Туранский считает, что у водителей нет средств на срочную установку дорогих таксометров (деньги придется долго отрабатывать), и предлагает пока использовать упрощенные приборы без принтеров (800--900 грн.), взяв их в аренду у изготовителя. Однако и такой вариант не устраивает таксистов. Дескать, сначала траться на аренду (6--8 грн. в сутки), а потом все равно от дорогой "цацки" не отвертишься. Как ни странно, многие пассажиры не видят в таксометрах панацею от обдираловки. Например, машина застряла в "пробке", а счетчик себе мотает. Не лучше ли с "дядькой" о цене перед поездкой договориться?

Рост цен на услуги такси опровергли как чиновники, так и сами перевозчики (километр, по-прежнему, стоит 90 коп. -- 1 грн). Первые не видят для этого оснований, а вторые пояснили, что повышение тарифов зависит от резкого подорожания бензина и отмены единого налога.

-- Цены повышаться не могут, поскольку нелегалы их безбожно сбивают, -- рассказывает один из водителей. -- К примеру, я с клиентом договариваюсь на десятку, и тут же подъезжают три машины без лицензий. Естественно, он поедет с кем-то из них за пятерку. "Грачевозы" подбирают 80% пассажиров.

Таксист не очень-то и верит в силу новых правил. Он не исключает возможности снять "шашечки" и пополнить ряды нелегалов. Эти слова он произнес после заседания, не увенчавшегося созданием единого профсоюза таксистов Киева и области. А собралось более 300 руководителей фирм, водителей и представителей диспетчерских служб. Одни убеждали, что профсоюз таксистов Киева уже есть. Другие сомневались, что от новой организации вообще будет толк. Третьи недоумевали: причем здесь область?

-- К этому вопросу мы еще вернемся, -- пообещал Анатолий Туранский. -- Собравшиеся так и не поняли, что необходим мощный профсоюз Киева и области, который бы навел порядок в перевозках столицы и пригородов. Такси из близлежащих городов возят людей в Киев, и -- наоборот. Так, в Борисполе вместе с аэропортом -- 300 машин, Василькове и Ирпене -- по 150, Броварах -- около 100.

Порядок предстоит навести со стоянками такси, а для перевозок оставить всего 3--4 марки авто. Чтобы у пассажиров был выбор "извозчиков", не обойтись и без государственных машин. Это подхлестнет частников задуматься о культуре обслуживания клиента, поскольку в новых правилах об этом нет ни слова -- говорится только о технической стороне.