1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №130 (1475) за 13.06.2003

КАК НЕ СЕСТЬ В НЕФТЯНУЮ ЛУЖУ

Сама острота полемики вокруг дальнейшей судьбы нефтепровода "Одесса--Броды--Плоцк" подтверждает, что даже в недостроенном виде он стратегически важен как для Европы, так и для российского нефтяного бизнеса. Ведь если растущий интерес ЕС к нашей "трубе" трансформируется в конкретные соглашения, то Украина не только усилит статус транзитной державы, но и заметно потеснит Россию на западноевропейском нефтерынке.

Более того, расширение зоны действия нефтепровода на Молдавию, стратегию которого сейчас вырабатывает украинско-молдавская рабочая группа, сделает Украину заметным игроком на южноевропейском нефтяном театре, традиционно считающемся российской вотчиной.

Но перспективные выгоды от проекта "Одесса--Броды--Плоцк" имеют и политичекую окраску. Прежде всего, Украина, сегодня являющаяся формальным лидером СНГ, сможет вести более уверенный диалог с его фактическим лидером -- Россией. Конечно, зависимость от российских энергоносителей будет сказываться, ведь большинство украинских нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) принадлежит россиянам. Но возрастающая роль Украины в обеспечении энергетической безопасности Евросоюза даст ей возможность вести в ЕС собственную игру.

Без сомнения, эта тема найдет отражение на июльском саммите объединения ГУУАМ в Ялте, ведь именно нефть смогла "склеить" уже давший трещину альянс и возвратила в него Молдавию. И к намеченному на сентябрь официальному саммиту глав государств СНГ, где будет стоять вопрос о создании зоны свободной торговли, Украина придет с новыми козырями.

Не стоит также забывать, что наш нефтепровод заставил ЕС наконец повернуться к Украине лицом: до сих мы, в лучшем случае, видели профиль. Теперь же к нам хотят идти такие солидные структуры, как Европейский инвестбанк. Уместно напомнить, что в ходе визита премьера Виктора Януковича в Лондон президент Европейского банка реконструкции и развития Жан Лемьер прямо заявил о готовности его банка помочь достройке нефтепровода -- либо в форме инвестиций, либо кредитов. Это же подтвердили представители Евробанка на недавней презентации проекта "Одесса--Броды--Плоцк" в Брюсселе.

Наконец, стоит обратить внимание, что самые влиятельные страны ЕС, как то Англия, Франция и Германия устами своих лидеров заявили о готовности способствовать вхождению Украины в ЕС на правах ассоциированного членства.

Даже если эти перспективы -- дело ближайших двух-трех лет, все равно Украина превращается в соперницу России как в СНГ, так и на европейской арене. А конкурента надо нейтрализовать. Для этого найдено проверенное историей средство: соблазнив соперника сиюминутной выгодой (скажем, $59 млн. ежегодного заработка), заставить его отказаться от хотя и отдаленных, но более весомых выгод. Иначе как пояснить, что российская компания ТНК ухватилась за полузабытую идею соотечественников из "ЛУКОЙЛа" и предлагает нам вариант реверсивной прокачки нефти: по магистрали "Дружба" -- до Брод и далее к нефтетерминалу "Южный" под Одессой. В "ЛУКОЙЛе", видно, поняли невыгодность такого реверса. Да та же ТНК, начиная с января 2003-го, прокачивала нефть по маршруту Мичуринск--Кременчуг--Снегуровка Приднепровского магистрального нефтепровода (ПДНМ), а оттуда по перемычке Снегуровка--Августовка -- в 52-километровый реверсный участок трубы "Одесса--Броды". Даже беглого взгляда на карту достаточно, чтобы убедиться: этот маршрут почти в полтора раза короче (и, по предварительным подсчетам, дешевле на $3 за тонну прокачиваемой нефти), чем тот, о котором "ЛУКОЙЛ" уже давно молчит.

Впрочем, у российских нефтяников есть веские основания беспокоиться. В свое время Россия рассчитывала завалить США своей сернистой нефтяной смесью urals. Американцы тогда вусмерть были напуганы призраком терроризма, и в странах, входящих в картель экспортеров нефти (ОПЕК), им мерещился призрак Усамы бен Ладена. Поэтому вариант российских поставок в США рассматривался на самом высоком уровне. РФ, вопреки договоренностям с ОПЕК, резко увеличила нефтедобычу, а российская компания ЮКОС даже отправила первый танкер с нефтью в Америку.

Однако исход иракской войны, по мнению исполнительного директора Центра социсследований "София" Владимира Лупация, может спутать россиянам все карты. США получили контроль над лучшими месторождениями, российским компаниям в Ираке грозит изгнание "за сотрудничество с режимом Хусейна", а в Сибири добытой нефти скопилось столько, что ее стало просто некуда девать. И, поскольку наша "Укртранснафта" начала переговоры с польскими и чешскими НПЗ о поставках энергоносителя, а интерес в получении каспийской нефти выразил также ряд предприятий Германии (в частности, Nord-West Oelleitung GmbH), россиянам срочно нужно сплавить на европейский рынок собственные излишки. Причем сделать это прежде, чем в ЕС вступят в силу новые жесткие стандарты на содержание серы в нефти. А для этого лучше всего залить "Одессу--Броды" собственной нефтью, перекрыв путь каспийской, которая, согласно расчетам правительства Украины, должна пойти в ноябре--декабре 2003-го. Это фактически признал президент российской монопольной нефтетранспортной структуры "Транснефть" Семен Вайншток: мол, заявки тамошних компаний на сдачу нефти достигли 424 млн. т (объем громадный -- М. Р.) и что "украинские соседи вполне могут спасти российских коллег от затоваривания".

Но спрашивается: а зачем Украине ради того, чтобы вытянуть россиян из лужи нефти, в которую они сами сели, жертвовать своими стратегическими интересами? По большому счету, и российский экспорт не пострадает, для него есть аж два пути: "Дружба"--Адрия--Омишаль" и "ПДМН--Августовка--Южный". Указав на это обстоятельство, секретарь Совета нацбезопасности и обороны Евгений Марчук назвал "необязательным" реверсное использование трубопровода "Одессы--Броды". Но россияне, похоже, пошли на принцип. Впрочем, и мы начали осознавать не только сиюминутные интересы. Это уже признак взросления…