1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №133 (1478) за 18.06.2003

ПРИНОСИТЬ С СОБОЙ ПАФОС КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ!

Больших гастролей Львовского Национального театра имени Марии Заньковецкой в Киеве не было уже восемь лет. Да и нынешние трудно назвать большими, если судить по числу "привлеченных к делу" зрителей. Но если говорить о насыщенности!.. За три дня заньковчане показали на малой сцене Театра Франко четыре своих камерных спектакля, лишний раз продемонстрировав высокий класс театрального мастерства.

Театр Заньковецкой -- идеальная иллюстрация для диалектического тезиса о единстве и борьбе противоположностей (в профессиональной терминологии это называется "конфликт"). Традиция классического украинского театра здесь отлично ужилась с новаторской школой Леся Курбаса и его учеников, а благодаря географическому положению (основанный в 1917 году театр, еще при жизни великой украинской примы получивший ее имя, переехал во Львов в 1944-м) сюда долетают и ветры из "просвещенной Европы", и "безбашенные" восточные степные "сквозняки" -- не только из Киева, но и из Москвы. Роза ветров, одним словом. Да и нынче в театре существуют как бы две обособленные линии. Если в столице большая и малая сцены зачастую отличаются лишь размером (малая сцена как филиал большой, артисты и режиссеры приносят с собой весь пафос и эмоции -- до срыва голоса, до исступления, до разрыва мозгов), то у заньковчан существует четкое разграничение: на большой сцене -- кипят большие страсти, шумит массовка, и песенно-танцевальные полотна радуют глаз почитателей маскульта. А камерная -- место, где идет постоянная работа ума. И души, конечно. ("Душа обязана трудиться!") Здесь царствуют два режиссера: Алла Бабенко и Вадим Сикорский. "Инь и янь, мужское и женское начало", -- окрестил их доктор искусствоведения Валерий Гайдабура. Действительно, "Дама с собачкой" и "Дядя Ваня" Аллы Бабенко -- эдакое тонкое чеховское кружево: с виду -- совсем воздушное, на самом деле -- крепкое, не разорвешь. Спектакли же Вадима Сикорского -- скорее пища для ума: и в "Загадочных вариациях" Эрика Эмануэля Шмитта, и в "Профессионале" Душана Ковачевича -- всего лишь одна встреча, разговор с глазу на глаз. Но в обоих случаях эта встреча переворачивает жизнь героя. И в том, и в другом случае особенно интересно наблюдать виражи сюжетных и психологических поворотов в исполнении виртуоза Богдана Козака... Так и бьется в голове мысль: ну отчего же у нас, в родимой столице, почти никто не пользуется этой привилегией Малой сцены -- говорить вполголоса, играть на "крупном плане" -- как в кино? Возможно, после заньковчан (а многие киевские коллеги вкусили их спектаклей) и нашим этого захочется?

Кстати, из четырех спектаклей, показанных в столице, ни один не является произведением худрука театра Федора Стригуна -- "самоотречение", достойное уважения! Кстати, уже на второй день гастролей Федор Николаевич, вдохновленный восторженным приемом публики, пришел к выводу, что любой из его спектаклей, поставленных на большой сцене, вполне можно перенести на камерную. А что, посмотрим...