1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №137 (1482) за 23.06.2003

ГОВОРИТЬ О ПОБЕДЕ ТЕСТИРОВАНИЯ НАД ЭКЗАМЕНАМИ РАНО

Лед тронулся -- тестирование выпускников, о котором столько говорились, состоялось. На днях в Центре тестовых технологий подвели итоги эксперимента. Вроде бы все прошло удачно, и в следующем году школьники опять смогут проверить свои знания у независимых экспертов. Но говорить о победе тестирования над привычными выпускными и вступительными экзаменами пока очень рано.

В СЕЛЕ -- ИСТОРИКИ, В ГОРОДЕ -- МАТЕМАТИКИ

Напомним, что инициаторами нововведения стали Минобразования и науки Украины и Международный фонд "Відродження". Цель эксперимента -- дать возможность выпускникам школ объективно оценить свои знания и при желании занести результат в школьный аттестат, а также считать его вступительным в вуз. Правда, пока только четыре университета из Киева, Харькова, Одессы и Львова согласились на таких условиях принять студентов, предоставив для этого 567 вакантных мест. Тестирование проходило по двум предметам -- истории и математике. Выпускники показали довольно высокий уровень знаний -- такой вывод сделали организаторы проекта. Но это еще не повод говорить о качественном среднем образовании в нашей стране, ведь пробовали свои силы лишь самые-самые.

Из 4200 зарегистрированных участников, смельчаков, явившихся в назначенный день в региональные центры тестирования, оказалось 3121. По мнению директора Центра тестовых технологий Лилии Гриневич, 25% "не дошли" по двум причинам: одним помешали неотложные дела, другие реально оценили свои шансы. Среди тех, кто пришел, в два раза больше оказалось "любителей" математики, нежели истории. Девчонок было больше, чем юношей. Любопытен и тот факт, что выпускники из сел и районных центров проявили блестящие способности по истории, а городские -- лучше справились с "царицей наук". Наибольшее число добровольцев было в Киеве и Львове. В итоге, 44 выпускника набрали наивысшее количество баллов. Довольно высокие результаты были почти у 800 ребят. Сертификаты с результатами забрали 1583 школьника.

После тестирования среди выпускников провели опрос. Первым делом организаторы поинтересовались у них, не очень ли трудные выпали задания. Чуть больше половины ответили, что они похожи на привычные экзаменационные, но более широко охватили материал всего курса. Отведенных три часа на написание ответов также хватило большинству ребят. Что же касается того, является ли тестирование более честной и открытой процедурой, чем традиционный экзамен, то 76,6% школьников ответили утвердительно. Почему они такого мнения, понятно. Выставляя оценку в школе, учительница может вспомнить все былые грехи и "отминусовать" их от блестящих знаний по предмету. Экспертам в Центре тестирования известны лишь общие сведения о школьнике, и им нет никакого дела до остального. Практически все выпускники изъявили желание, чтобы в будущем тесты были и по другим предметам.

ПАНАЦЕЯ ОТ ВСЕХ БЕД?

Как известно, еще одна важная причина введения тестирования -- борьба со взяточничеством в учебных заведениях. Преподавателям школ и вузов придется довольствоваться готовыми результатами и навязать иные они не вправе. Казалось бы, все честно и объективно. Только высшие учебные заведения не спешат включаться в эксперимент. Оказалось, не только потому, что тесты лишат некоторых преподавателей "дополнительного заработка". Истинные "профи" боятся, что тесты не дадут возможности определить профессиональные навыки абитуриента. Ведь главная задача вузов -- выбрать талантливых ребят, умеющих мыслить и самостоятельно принимать решения. Поиск "светлых" голов -- сложная задача и она не сводится к единовременному тесту, который одинаков для всех. За долгие годы каждый вуз уже нашел свои пути отбора студентов и не готов отказываться от проторенной дорожки.

Кроме того, как полагает президент Национального университета "Киево-Могилянская академия" Вячеслав Брюховецкий, еще не найдены механизмы, которые гарантировали бы на сто процентов конфиденциальность тестов, а в противном случае мы лишь породим еще одну систему взяток. Выходит еще не время говорить о тестировании, как о панацеи от всех бед, которые существуют в нашей системе образования. А может вообще сделать тесты дополнительной платной услугой, чтобы выпускник мог проверить свои знания и быть более уверенным в себе на вступительных экзаменах? Так происходит во многих странах мира.

Одним словом, пока трудно сказать по какому пути дальше будут развиваться тестовые технологии. Главное, чтобы это не было еще одной обязаловкой свыше и помогло "головастым" мальчишкам и девчонкам поверить в то, что их знания важнее наличия денег в родительском кошельке.