1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №137 (1482) за 23.06.2003

"ДИРИЖЕРОМ НЕМЕЦКОГО ОРКЕСТРА МЕНЯ НАЗНАЧИЛИ ПО ТРЕБОВАНИЮ МУЗЫКАНТОВ"

Имя дирижера Романа КОФМАНА хорошо известно меломанам, и не только в Украине. В сентябре исполнится 25 лет с тех пор, как он стал работать в Национальной музыкальной академии. (В 1961 году он окончил консерваторию как скрипач, а спустя 10 лет как дирижер). Сейчас он руководит одновременно тремя коллективами: Киевским камерным оркестром, а также филармоническим симфоническим и оркестром оперного театра в Бонне (Германия).

Последние 13 лет Кофман руководит Киевским камерным оркестром, в первых концертах которого 40 лет назад он играл как скрипач. В 2002 году по инициативе музыкантов Боннского оркестра имени Бетховена он был назначен на пост "Генералмюзикдиретор штадт Бонн". Немецким музыкантам пришлось убеждать руководство города, которому было не легко понять, почему в бетховенский коллектив со 100-летней историей надо приглашать дирижера из малоизвестной страны Украины.

В этом году Роман Кофман впервые возглавлял жюри Пятого Международного конкурса юных пианистов памяти Владимира Горовица. Впрочем, по его словам, это не добавило ему никакого нового опыта.

-- Вся жизнь в искусстве с начала до конца -- конкурс. Безусловно, нет никакой гарантии, что из маленьких вундеркиндов вырастут подлинные артисты. А с другой стороны что же, искусственно их сдерживать, заставлять играть бабушкам-дедушкам?

-- Вы бывали в странах Дальнего Востока, можете ли объяснить, с чем связан такой взрыв интереса к классической музыке в этих странах?

-- Действительно, играя с европейскими оркестрами, я обязательно вижу два- четыре человека с Востока. В этих странах заниматься музыкой не только интересно, но и невероятно престижно. Мне не забыть такой случай. В Сеуле в ресторане отеля официант попросил у меня контрамарку на концерт. Я пообещал. Он тогда говорит: "У вас два концерта, какая программа послезавтра?". -- "Послезавтра симфония Чайковского и фортепианный концерт Листа". -- "А какой Концерт, первый или второй?" -- "Первый". -- "О, это мой любимый концерт, если можно, то на этот концерт". Это настоящая культурная революция.

-- За годы вашей работы в Национальной музыкальной академии в стране произошло много изменений. Изменились ли студенты, их отношение к учебе?

-- Принципиально нет. Изменилась ситуация, в которой они живут.

-- Исчез романтизм и появился меркантилизм?

-- Ну, погодите, давайте не будем делить все на белое и черное. Весь западный мир уже давно живет под знаком так называемого меркантилизма. Но утверждать, что на Западе исчез романтический взгляд на вещи -- глупо и недобросовестно. Молодежь с 14 или 15 лет очень озабочена тем, как заработать деньги. Это что, меркантилизм? Да нет, это просто реальный взгляд на мир, который так устроен. Другое дело, что у нас он никак не устроен и некоторый разброд в головах есть. Но юношеский задор и романтизм не исчезли.

-- Довольны ли вы отношением руководства Музыкальной академии? Устраивает ли зарплата?

-- Отношением очень доволен. А те деньги, которые выплачивают преподавателям, нельзя назвать заработной платой. Этимология этих слов -- "оплата за работу", и если государство считает, что профессора консерватории заработали вот столько, то тем хуже для государства. (Вообще Роман Исаакович считает, что искусство не нуждается в государственной поддержке, самая большая поддержка -- не мешать. Минимум -- это поддержка музыкального образования.-- Авт.)

-- Какие концерты и гастроли за годы работы с Камерным оркестром вы вспоминаете с удовольствием?

-- Оркестр переживал разные времена. Были и взлеты, и более скромные периоды. Я никогда не говорю музыкантам: "Завтра очень ответственный концерт". Ведь это автоматически означает, что другие концерты не ответственные.

-- Но ведь был такой интересный проект "Роман Кофман и его друзья"?

-- Для меня это обычная работа. Хочу сказать, без кокетства, что это был скорее праздник для слушателей. С такими солистами мы играем всегда, просто они были собраны во времени и пространстве.

-- Какие были интересные встречи на ваших зарубежных гастролях?

-- Не знаю, читали ли вы главы из моей новой книги, которая называется "Книга небытия", там кое-что описано. Я, например, встречался в Барселоне с Сальвадором Дали, он оставил свой автограф на фотографии моей дочери. Но это разве интересно? Когда спрашивают, с какими знаменитыми людьми я встречался, меня это лично несколько обижает. Я считаю себя, как и вас, абсолютно равными всем. В конце-концов, для меня встреча с истопником или охранником может оказаться более интересной, чем с каким-то знаменитым человеком. Скажем, мои уже покойные тесть и теща были людьми без образования, но побеседовать с ним, поверьте, было интереснее, чем со многими людьми, интервью с которыми каждый день печатаются в газетах.

-- Вы единственный украинский дирижер, которому предложили пост худрука симфонического оркестра и оперного театра в западной Европе. Какова предистория этого контракта?

-- С немецкими оркестрами я работаю довольно давно. Но именно с Боннским оркестром я до прошлого года не встречался. И в марте прошлого года случилось так, что дирижер не смог выехать с коллективом на гастроли по Испании. Они вышли на моего концертного агента Ханнеманна, он меня порекомендовал. Было 8 концертов в самых известных залах Испании -- играли Бетховена, Брамса. И мне было невероятно интересно предложить оркестру имени Бетховена, который работает в городе, где родился Бетховен, свои идеи по поводу исполнения его музыки. Эти гастроли прошли хорошо. На тот момент оказалось, что на пост главного дирижера оркестра уже есть два кандидата. Ожидали только решения властей, так как это муниципальный оркестр. Но после гастролей оркестр потребовал от начальства, чтобы назначили меня и заявили, что ни с каким другим дирижером работать не будут. Ситуация была очень острой, потому что в Германии аннулировать обнародованное решение равносильно скандалу. Сразу откликнулись газеты. Мне присылали эти публикации по факсу -- целый рулон. Одна из статей в боннской газете называлась "Приведет ли любовь с первого взгляда к браку". Оркестр своего добился. Мой контракт вступает в полное действие с 1 августа, но как художественный руководитель я уже работаю над планами репетиций и концертов, которые составлены до июля 2005 года. То же и в опере. Мы запишем и исполним с оркестром все 15 симфоний Шостаковича к столетию композитора. Из украинской музыки прозвучит "Реквием для Ларисы" Валентина Сильвестрова 28 ноября 2004 года в Бонне. Еще в работе -- два произведения любимых мною современных украинских композиторов. Мировая премьера состоится в Бонне.

-- Ваш коллега, украинский дирижер Игорь Блажков, уехал в Германию на ПМЖ, у вас таких мыслей не было?

-- Вы знаете, меня выталкивали отсюда много лет, когда не давали работать. Но я упрямый человек. Я упирался всеми силами и не поддавался явным призывам "Пошел отсюда вон!" Хотя мысли возникали. Думаю, из 100 советских граждан, имеющих мало-мальское отношение к интеллигентному труду, у 90 такие мысли возникали. А сейчас в этом нет нужды, потому что я на государственной службе в Германии, по контракту я обязан там жить...