1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №137 (1482) за 23.06.2003

МАРШРУТКИ-УБИЙЦЫ

О взрывах в винницких маршрутках, из-за чего погибли два человека и десятки людей получили ранения, сказано и написано много. Однако гораздо больше человеческих жизней уносит элементарное игнорирование некоторыми должностными лицами и водителями микроавтобусов Правил дорожного движения.

ПОПАДАЛСЯ ДВА РАЗА. И СНОВА -- В ДОРОГУ!

О жуткой трагедии, случившейся ночью 6 апреля в Киеве, наша газета писала достаточно подробно. На перекрестке улиц Бальзака и Цветаевой столкнулись два автобуса, в результате чего погибли пять человек, еще пятеро получили тяжелые ранения. Какова же причина аварии?

-- Причина ДТП установлена: водитель микроавтобуса "Форд-транзит" попытался "проскочить" перекресток на красный сигнал светофора, -- говорит начальник Департамента ГАИ МВД Украины генерал-лейтенант милиции Александр Миленин. -- Это грубейшее нарушение Правил дорожного движения.

Гаишники внимательно изучили "досье" водителя-нарушителя. Оказалось, что на протяжении последних нескольких месяцев он дважды(!) попадался сотрудникам ГАИ в нетрезвом состоянии(!). А сколько раз не попадался -- неизвестно... Дважды на него составляли протокол, и каждый раз наш гуманный суд принимал решение: оштрафовать на несколько десятков гривен.

-- Еще пару лет назад, до внесения изменений в Административный кодекс, решение по таким вопиющим фактам принималось бы с участием сотрудников ГАИ, -- говорит Александр Леонидович. -- Сначала водителя лишили бы прав на год, а потом привлекли бы к уголовной ответственности. Этот горе-водитель уже давно бы забыл о шоферской карьере, не говоря уже о перевозке пассажиров.

Наверное, виноват не только водитель. Виновато и предприятие, которому принадлежит микроавтобус: ведь водитель отработал на маршруте 13 часов, ему полагался отдых.

А МЫ ВАМ – ЗАБАСТОВКУ!

Дикое ЧП случилось в Черкассах -- на полном ходу из переполненной маршрутки выпала женщина. Несчастная погибла сразу же. Кстати, у владельца микроавтобуса не было лицензии на перевозку пассажиров...

Мы уже вкратце сообщали о забастовке водителей маршруток в Крыму. Стала "на прикол" почти тысяча микроавтобусов, да еще накануне курортного сезона! Причина: около двухсот маршруток были сняты с линии из-за наличия различных нарушений требований безопасности дорожного движения. За водителей заступились некоторые высокопоставленные чиновники полуострова, чуть ли не обвиняя ГАИ в выполнении "политического заказа".

-- В Крыму сложилось плачевное положение с безопасностью движения на пассажирском автомобильном транспорте, -- комментирует начальник Научно-исследовательского Центра безопасности дорожного движения Владимир Душник. -- За минувший год по вине крымских водителей автобусов, микроавтобусов и маршрутных такси было совершено 57 ДТП, в которых 11 человек погибли и 82 получили ранения. Рост аварийности -- почти 12 процентов. Все чаще нарушают правила дорожного движения именно водители. К примеру, в прошлом году по вине водителя автобуса РАФ-2203 было совершено ДТП с крайне тяжелыми последствиями (3 человека погибли, 14 получили ранения). Техническое состояние подвижного состава неудовлетворительное, большинство машин морально и физически устарело. Поступали многочисленные жалобы от пассажиров. Поэтому наши специалисты предложили провести в Крыму месячник по безопасности дорожного движения под условным названием "Маршрутное такси". В ходе его проведения было выявлено 753 нарушений правил дорожного движения, допущенных водителями автобусов. 17 водителей находились в нетрезвом состоянии!

Кстати, месячник безопасности движения принес положительные последствия: аварийность на пассажирском транспорте снизилась почти на 40 процентов, а в Симферополе количество ДТП сократилось в 5 раз.

Аналогичный рейд был проведен с 17 по 26 марта в Киеве. Результаты оказались впечатляющими: выявлено почти пять тысяч нарушений.

-- Бывало ли раньше такое, чтобы водитель, который перевозит двадцать пассажиров, садился за руль в нетрезвом виде? -- возмущается заместитель начальника столичной ГАИ Анатолий Сиренко. -- Раньше -- никогда! А нынче только за неделю рейда инспектора госавтоинспекции выявили 6 нетрезвых водителей, которые перевозили пассажиров. Сняли с маршрута 12 водителей, не имеющих права на управление микроавтобусом. Эту ужасную статистику можно продолжать: выявлено 1509 фактов проезда маршруток на запрещающий сигнал светофора, 1352 -- превышение скорости, 507 -- управление без соответствующих документов, 493 -- эксплуатация машины с техническими неисправностями, 384 -- переоборудование без разрешения ГАИ. Только за создание аварийной ситуации на этих водителей составлено 60 административных протоколов. Это всего за 10 дней!

ЛИЦЕНЗИЯ – НЕ ПАНАЦЕЯ

Однако в ГАИ убеждены: виноваты не только (и не столько) водители. Виноваты прежде всего предприятия-перевозчики. Говорит заместитель начальника Департамента ГАИ МВД Украины полковник милиции Сергей Левченко:

-- Законом Украины "О транспорте" определено, что предоставление услуг по перевозке пассажиров подлежит лицензированию. Предприятие, подающее заявку на получение лицензии, берет на себя определенные обязательства, прежде всего -- соблюдать правила дорожного движения, заботиться о безопасности перевозок, оказывать качественные услуги. Должно быть так: выпустил неисправную машину на линию, посадил водителя без прав, поставил в салоне непредусмотренные конструкцией кресла -- все, лишаешься лицензии. Но механизм этой процедуры по сути не отработан. По закону, мы даже номера снять с микроавтобуса не можем...

-- Мы тщательно проанализировали обстоятельства дорожно-транспортных происшествий с участием частных автобусов и микроавтобусов, -- говорит начальник Научно-исследовательского Центра безопасности дорожного движения Владимир Душник. -- Тяжесть последствий ДТП (количество погибших и раненых) в первую очередь зависит от соблюдения требований стандартов относительно оснащения указанных транспортных средств. Из 40,5 тысяч автобусов и микроавтобусов, которые были проверены за последние несколько месяцев, свыше 5 тысяч имели разные технические неисправности (1,5 тысячи -- неисправности рулевого управления и тормозной системы), при которых эксплуатация транспортных средств запрещается.

Однако искусственно создается ситуация, когда водители просто вынуждены нарушать правила и инструкции. Например, в некоторых частных парках больничный не оплачивается -- поэтому больной водитель, чтобы не потерять в заработке, выходит на работу. Оплата труда в таких парках сдельная: водитель стремится сделать как можно больше ходок и набрать как можно больше пассажиров -- ради этого он ездит, превышая установленную скорость. К тому же рабочий день нередко длится по 10--12 (а то и больше) часов, часто без выходных. Пока машина стоит в ремонте, водитель ничего не заработает -- выгодно ли ему говорить начальству о неполадках? Поэтому машины выходят на линию неподготовленными и используются до "последней возможности".

БЕЗОПАСНЫЙ АВТОБУС: КАКОЙ ОН ДОЛЖЕН БЫТЬ?

Многие перевозчики переоборудуют свои "бусики", превращая их буквально в "гробы на колесах"! К примеру, в Крыму случилась авария по вине водителя микроавтобуса "ГАЗель". Гаишники, оформлявшие ДТП, ахнули: в машине было установлено 18 сидений (то есть, на пять больше, чем предусмотрено заводом-производителем). Кроме этого, на "ГАЗели" было установлено оборудование для работы на газовом топливе, масса машины увеличилась килограмм на 200, и, согласно инструкции, надо было снять как минимум три сиденья. Лишь по счастливой случайности обошлось без взрыва...

Предприятия-перевозчики могут переоборудовать микроавтобусы, однако при этом "бусики" должны отвечать всем требованиям безопасности -- это аксиома.

-- Переоборудование автобусов (микроавтобусов) должно проводиться на специализированных предприятиях, -- говорит начальник Научно-исследовательского Центра безопасности дорожного движения Владимир Душник. -- Но только после согласования с нашим центром и Институтом ГосавтотрансНИИпроект. Условий много: к примеру, если на машину устанавливается газовое оборудование, обязательно следует уменьшить пассажировместимость -- путем демонтажа пассажирских сидений в салоне. автомобиля. Последний ряд пассажирских сидений должен иметь проход к аварийному выходу, расположенному в задней части пассажирского салона. Все сиденья должны быть промышленного изготовления, закреплены к силовым элементам основы кузова. Салон должен иметь соответствующую внутреннюю облицовку, покрытие пола, освещение, вентиляцию. Материалы внутреннего оснащения должны отвечать санитарно-гигиеническим нормам и требованиям пожарной безопасности. Согласно закону, водитель микроавтобуса должен иметь при себе: удостоверение, регистрационные документы на транспортное средство, дорожное письмо, схему маршрута, расписание движения, лицензионную карточку.

ДЕФЕКТЫ ИДУТ... С ЗАВОДА?!

Специалисты уважаемого автомобильного издания "За рулем" решили провести так называемый крэш-тест микроавтобуса "ГАЗель": машину разогнали до средней скорости и направили в неподвижное препятствие, сымитировав "удар в лоб". Самый жгучий вопрос: сколько человек погибнут, сколько покалечатся, а сколько останутся невредимыми?

Для испытаний был выбран 13-местный микроавтобус ГАЗ-322132 -- лучший из модельного ряда ГАЗа. В салон машины испытатели посадили семь манекенов, к которым подключили специальные датчики -- они зафиксируют все телодвижения "виртуальных пассажиров" во время и после удара. Впрочем, сразу оговоримся: в программу сертификации микроавтобуса такого класса подобные испытания не входят, журналисты тестировали машину по собственной инициативе.

Машина ударилась о препятствие на скорости всего 54,8 км/ч. Результаты оказались просто шокирующими: два пассажира погибли на месте, еще двое -- в критическом состоянии, остальные "отделались" инвалидностью. Все пассажиры при ударе буквально полетели вперед, некоторые продолжали "полет" и после остановки машины. Кузов машины частично оторвался от рамы и сместился по ней вперед примерно на 200 мм. Ветровое стекло лопнуло, но осталось в проеме. Бензобак цел, но его горловина оторвалась. В салоне выпали из гнезд все плафоны освещения. При ударе ни одна из дверей не открылась. Руль ушел вверх едва ли не на полметра! Запредельные деформации пола и переднего щита вызвали смещение педалей на добрых полметра, ноги водителя оказались намертво зажаты между педалями и сиденьем.

Неужели такой автобус предназначен для перевозки пассажиров?

-- Насколько мне известно, изначально "ГАЗель" задумывалась как служебная машина, -- говорит замначальника Департамента ГАИ МВД Украины Сергей Левченко. -- Она вроде бы предназначалась для перевозки сотрудников, работающих вахтенным методом, но не для перевозки пассажиров. Однако потом появились разъяснения, что "ГАЗель" может быть использована и для перевозки пассажиров. С точки зрения ГАИ мы бы хотели, чтобы на маршрутах работали автобусы большой вместимости: это и более безопасно, да и количество машин уменьшится. А маленькие "бусики" только ухудшают ситуацию...

Кстати, "ГАЗели" выпускают и в Украине -- на заводе "КрымавтоГАЗ". Говорят, пару лет назад специалисты Научно-исследовательского центра безопасности дорожного движения и ГАИ провели специальную проверку и выяснили, что автомобили "ГАЗель", выпускаемые АО "КрымавтоГАЗ", мягко говоря, отвечают не всем техническим требованиям, которые предъявляются к машинам типа "маршрутное такси". Правда, через некоторое время недочеты вроде бы были устранены, сейчас выпускаемая заводом продукция соответствует украинским стандартам.

Мы обратились за комментариями к руководителям "КрымавтоГАЗа". Однако официальной точки зрения узнать не удалось -- председатель правления общаться с журналистами категорически отказался, а его подчиненные ссылались на запрет начальства. Впрочем, в неофициальной беседе нам рассказали, что "ГАЗель" отвечает украинским стандартам, однако по международным требованиям не сертифицирована -- в этом нет необходимости, поскольку микроавтобусы на экспорт не идут. Сейчас конвейер "КрымавтоГАЗа" простаивает -- таков приказ руководства ГАЗа. Не исключено, это решение принято для того, чтобы устранить какие-то недоделки...

В концерне ГАЗ говорят, что планировка и оборудование микроавтобуса соответствует всем требованиям и стандартам. Однако мало кто задумывался над вопросами: почему в салоне отсутствуют ремни безопасности? почему нет подголовников? почему некоторые кресла (кстати, упрощенной конструкции) расположены против направления движения и вдоль бортов?

Конструкторы ГАЗа уже "придумали" более безопасный вариант маршрутки. В новом салоне всего двенадцать пассажирских мест, причем все кресла установлены лицом по ходу движения, имеют высокие спинки, снабжены ремнями безопасности, а пол и борта в районе их крепления усилены профилями и накладками. Ремни, сиденья, их крепление и усиленный кузов выдержали положенную нагрузку и при ДТП должны "удержать" пассажиров.

Само собой разумеется, что модернизированный вариант микроавтобуса появится не завтра, да и стоить он будет дороже. Поэтому купят ли эту машину наши АТП -- большой вопрос...