1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №138 (1483) за 24.06.2003

"БОМБА" БЕЗ ВЗРЫВАТЕЛЯ,

За первый квартал сего года Министерство внутренних дел незаконно израсходовало свыше 400 млн. грн. из спецфонда государственного бюджета! Эта квинтэссенция заявления Счетной палаты Верховной Рады могла бы стать "бомбой" под здание на ул. Богомольца, 10, в Киеве, где находится "штаб-квартира" МВД Украины. Могла бы... Но вряд ли станет, если разобраться, что же это за фонд и что стоит за "использованием средств специального фонда с нарушением законодательства".

Дабы расставить точки над "i", мы обратились к заместителю госсекретаря МВД Украины генерал-полковнику Владимиру Поважнюку. С нашей точки зрения, главное обвинение в адрес милицейских генералов со стороны Счетной палаты -- большой рост долга по денежному довольствию перед работниками милиции, который, по сравнению с 2002 г., увеличился в 12 раз и составляет, по мнению депутатов, 20,322 млн. грн.

Оказалось, начиная с прошлого года ходят настойчивые слухи об увеличении срока службы милиционеров, уменьшении их пенсий и так далее. В результате в МВД начался поток увольнений. Причем лавинообразный: за последние 6 месяцев ушли 10200 чел. Всем им надо выплатить денежное довольствие и выходное пособие. Вот и накопились долги. Ведь по плану (возраст, состояние здоровья) должны были уйти на пенсию 1000--1100 чел., в 10 раз меньше. Поэтому задолженность сразу выросла до 24 млн. грн. За полгода, взяв средства из спецфонда, ее сократили до 6,8 млн. По словам генерала, еще 2--3 месяца -- и долгов не будет.

Необходимое разъяснение: до 1991 г. МВД Украины обеспечивали из казны на 100%. Ныне же, при потребности в финансировании органов внутренних дел в 5,5--6,5 млрд. грн., в 2001 г. им выделили 1,274 млрд. грн., (885,5 млн. -- на денежное довольствие), а реально дали 41% от этой суммы; в 2002-м -- соответственно 1,415 (1,045) или 32,9%. В текущем запланировано 1,794 млрд. грн., то есть чуть больше четверти от положенного, из коих на зарплату уйдет 1,36 млрд., что составит 2/3 от необходимого. Посему вот уже несколько лет милиционерам разрешили самим зарабатывать на жизнь, создав для этого специальный фонд. МВД оказывает платные услуги населению: регистрация автомобилей, изготовление и выдача номерных знаков, работа разрешительной системы -- разрешения на изготовление печатей, приобретение, регистрацию, перерегистрацию оружия; охрана граждан и их жилья и так далее. В минувшем году заработали 654,6 млн. грн. Из них 22% "съели" налоги, почти 60% -- обеспечение функционирования предприятий, оказывающих все эти услуги. И только около 100 млн. грн. -- собственно на нужды МВД. 80% этой суммы ушло на денежное довольствие. Никто ведь не ожидал, что упомянутые слухи об изменении условий службы вызовут поток увольнений.

Счетная палата обнаружила и такую "крамолу", как закупка бензина по завышенным ценам, безвозвратная помощь различным организациям. Но, как выяснилось, "различные организации" -- это, в первую очередь, школы-интернаты, детские садики. Пока им не помогли сделать ремонт, люди говорили, что некоторые свинарники выглядят лучше. Специфика работы МВД такова, что нельзя четко планировать, ни какую сумму они заработают, ни сколько и на что истратят. К примеру, в связи с обострением криминогенной обстановки в Черниговской области закупили четыре криминалистические лаборатории. В плане на 2003 г. их не было, но жизнь заставила это сделать. В Донецкой области проводили оперативную работу -- понадобился бензин. Что, устраивать тендер, а преступники подождут? А как можно "запланировать" ранения и, к сожалению, гибель милиционеров? На лечение искалеченных бандитами и выплату страховок семьям погибших дополнительных средств не дают, приходится брать их из других статей расхода. Вот и выходит: деньги израсходованы законно, но... не по той статье, которая предусмотрена. А считается -- нарушение.

Генерал Поважнюк говорил и о том, что при норме в 264 патрона в год на тренировку одного милиционера приходится аж... четыре, что сапогами по нормам обеспечен один из десяти, а формой -- и того меньше. Что на один автомобиль приходится 600 г (граммов!) бензина в месяц вместо 20 литров, свыше половины машин ездят более семи лет, и их дешевле списать и продать, чем ремонтировать.

Выводы? По нашему мнению, у милицейского руководства должен быть простор для маневра: как истратить ими же заработанное. Когда необходимо выехать на поимку преступников, а бензина нет, потому что государство не выделило для этого денег, некогда устраивать тендер -- кто дешевле продаст "горючку". Также уверены: живые и здоровые милиционеры всегда поймут, почему купили лекарства и бинты для их раненого товарища или выплатили страховку семье погибшего, а не им зарплату или выходное пособие. Кстати, обвиняя милицейское руководство, руководители Счетной палаты признали: "фактическое состояние финансирования не обеспечивает надлежащей эффективной работы органов внутренних дел в приоритетных направлениях".