1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №139 (1484) за 25.06.2003

ДЕТИ, КОТОРЫЕ ЧИТАЮТ… С ПЕЛЕНОК

Вопрос, который в последнее время чаще всего слышит Василий Лищук -- с какого возраста нужно учить ребенка читать. Его ответ крайне неожидан для многих -- с первого месяца жизни. Проведя эксперимент на собственных детях и внуках, он убедился, что малыш, прочитавший первую книгу в полтора--два годика (это, оказывается, вполне возможно!), способен на гораздо большие успехи в жизни, чем его "обычные" сверстники.

Село Футори Хмельницкой области, куда мы отправились в гости к отцу пятерых детей Василию Саввичу, настолько маленькое, что в нем нет даже улиц. Кто бы мог подумать, что именно здесь обычный сельский агроном, не имея педагогического образования, разработает методику раннего развития интеллекта ребенка, которая приведет в изумление десятки ученых мужей.

МАЛОЛЕТНИЕ ВЫПУСКНИКИ

-- Первого сына мы с женой к школе не готовили, -- рассказывает наш собеседник. -- Как и многие другие родители, были уверены, что ребенок постепенно всему обучится сам. Но уже в первом классе у него возникли проблемы с успеваемостью. Учительница порекомендовала позаниматься с мальчиком индивидуально, что мы впоследствии и делали. Второй сын пошел в школу тоже "рядовым" первоклассником -- знал всего семь букв.

Первый толчок к новому подходу в воспитании детей произошел у Василия Лищука двадцать пять лет назад. Однажды, возвращаясь из командировки, он купил книгу российского педагога Бориса Никитина, в которой шла речь о его уникальной методике, позволяющей развить музыкальные, физические и другие способности ребенка в раннем возрасте. Это небольшое издание и стало для многодетного отца настоящим открытием.

-- Я стал обучать дочку Олю чтению, едва она начала говорить, -- продолжает Василий Саввич. -- И уже в три годика малышка сама прочитала первую сказку. Изучая букву за буквой в процессе увлекательной игры, девочка и не замечала, как осваивает "нудную" грамоту. В четыре года она одолевала уже довольно "взрослые" книжки -- небольшие рассказы, стихи. Когда кто-то из наших знакомых слышал, как Оля читает, был уверен, что она знает текст наизусть.

Девочка была полностью готова к школе уже в пять лет. Решив, что ждать до семи нет смысла (тогда раньше этого возраста в школу не принимали), я уговорил директора зачислить ее в первый класс. Как же я был горд, когда дочка стала первой ученицей в классе! Сообразительная, смышленая, она ловила знания на лету. Окончив школу с золотой медалью в пятнадцать лет, поступила на юридический факультет университета.

Сын Василия Саввича Сергей показал еще более удивительные результаты. Грамоту он освоил в два годика, в четыре -- уже знал таблицу умножения и, как орехи, "щелкал" задачи за третий класс. Понятное дело, в школу он пошел тоже шестилеткой. И тут возникла проблема, присущая всем детям, опережающих сверстников в развитии: мальчику очень быстро стало скучно. Пока одноклассники потели над одним заданием, он успевал сделать десять. По окончании второго класса, директор принял решение перевести Сережу сразу в четвертый. Конечно, после того, как он сдаст экстерном всю программу за третий класс. Таким образом Сергей с отличием окончил школу, когда ему было всего четырнадцать.

Тем не менее отец чудо-детей отнюдь не считал себя талантливым педагогом, а своих воспитанников -- вундеркиндами. За прошедшие годы он твердо убедился в одном: в каждом ребенке скрыты огромные способности, которые просто необходимо развивать в раннем детстве.

ДЕВОЧКА, ПОРАЗИВШАЯ МИНИСТРА

И это, как оказалось, было только началом. Когда Ольга вышла замуж и родила дочку, ее отец активно принялся обучать новорожденную внучку... чтению. С выходом на пенсию у него появилось гораздо больше свободного времени, которое полностью посвятил ребенку.

Игрушки, которыми играла Карина, были выпечены из пресного теста в виде букв. Каждый из членов семьи, подходивший к колыбели малышки, протягивал ей печенье, проговаривая название буквы: "А", "М", "К" и т.д. Так ребенок улавливал нужный образ и форму на подсознательном уровне. Чуть позже Василий Саввич стал рисовать буквы крупных размеров на бумаге и, многократно показывая внучке, тоже озвучивал их.

Затем началось изучение слов. Процесс учебы был организован так, чтобы малышка могла увидеть все предметы, которые ее окружали, в "письменной форме". На мамином фартуке красовалось прикрепленное булавкой слово "мама", соответствующее -- на папиной рубашке. Возле тарелки с кашей, кроватки и плюшевого медвежонка тоже были надписи. Карину носили на руках по комнате и, указывая на предметы домашнего обихода, тут же демонстрировали на бумаге слово, обозначающее каждый из них. Читали девочке и книжки. Дедушка специально подбирал красочные детские издания с большим шрифтом, которые читал, медленно водя пальцем по словам. Девочка запоминала не только смысл услышанного, но и его написание.

Конечно же, на обучении грамоте общение с Кариной не ограничивалось. Близкие старались как можно чаще разговаривать с ней, бабушка пела песенки, мама читала стишки. Колыбель ставили так, чтобы девочка могла видеть все происходящее в комнате. Погремушки, яркие ленточки, игрушки, которые были развешены возле кроватки, постоянно меняли местами, чтобы ребенка все время привлекало что-то новое. Примечательно, что у малышки никогда не было пустышки -- дедушка убежден, что она "тормозит" развитие так же, как и детская коляска.

И результат не заставил себя ждать. В это сложно поверить, но Карина начала читать, когда ей было… одиннадцать месяцев. Дед раскладывал по углам комнаты карточки со знакомыми словами и спрашивал внучку, еще не умеющую ни самостоятельно ходить, ни говорить: "Где "хлеб"?" И девочка, посмотрев по сторонам, безошибочно указывала пальчиком на карточку с заданным словом...

Спустя год, утвердившись в мысли, что новая методика -- революционное открытие в развитии интеллекта ребенка, Василий Саввич отправился вместе с внучкой в Министерство образования. Хотел доказать столичным чиновникам, что его методика способна из каждого ребенка сделать вундеркинда, стоит лишь открыть специализированные центры, в которых бы воспитатели работали по его системе. Можно себе только представить реакцию тогдашнего министра образования Бориса Зайчука, когда по просьбе дедушки двухлетняя Карина начала читать ему первый попавшийся документ, лежавший на столе.

НЕ ГУБИТЕ ТАЛАНТЫ!

Так в августе 2000 года в двух детсадах (в крымском Джанкое и Староконстантинове Хмельницкой области) заработал экспериментальный проект Василия Лищука. В последнем учреждении нам удалось побывать.

-- Все триста наших малышей, включая ясельную группу, умеют читать, -- говорит методист детсада №6 "Зіронька" Людмила Богатырь. -- Те, что постарше, без труда осваивают энциклопедическую познавательную литературу. В школу они пойдут, минуя "букварный" период. Нас иногда упрекают, что раннее увлечение книгами может испортить детям зрение. Такие выводы люди делают от незнания. Чтение способно стимулировать даже физическое развитие! Мы убедились в этом, когда начали обучать грамоте детей-инвалидов -- их состояние значительно улучшилось.

В этом детсаде все необычно. Малыши круглый год обливаются холодной водой, учатся любить музыку, сами оформляют интерьер помещения. По рекомендации Василия Саввича, на вещевых шкафчиках рядом с обычными картинками висят таблички с именами их владельцев. Чтобы избежать болезни позвоночника, малыши спят без подушек.

При поддержке районной администрации во всех окрестных селах появились и социальные педагоги, которые обучены методике Василия Саввича. Их работа важна, поскольку во многих деревнях детсады закрыты и малышей дошкольного возраста воспитывать просто некому. По замыслу автора проекта, такие учителя должны стать частыми гостями в каждой семье, где растут дети.

При поддержке спонсоров появились и первые книги Лищука: "С молоком матери", "Читать раньше, чем говорить", "Материнская школа". Неутомимый педагог предлагает распространять их по роддомам и рагсам, поскольку они содержат подробные рекомендации по воспитанию детей с первого дня жизни.

А год назад сбылась самая большая мечта нашего собеседника -- в Староконстантинове был открыт центр раннего развития ребенка. Закуплено необходимое оборудование и мебель, подготовлены специалисты. Но за все прошедшее время... здесь не был обучен ни один малыш. Нет желающих. По словам Василия Лищука, вся проблема в том, что люди попросту привыкли относиться к детям маленького возраста как к бессознательным существам. Он верит, что в скором времени родители поймут свою ошибку.

ОБ ЭТОМ ЗНАЛИ ЕЩЕ В ДРЕВНЕМ РИМЕ

...Недавно в жизни нашего собеседника произошло радостное событие -- появилась на свет восьмая внучка. И дедушка, не теряя времени, сразу же принялся обучать ее уму-разуму. Пока семимесячная малышка, конечно, не читает, но пассивно уже усвоила больше сотни слов. Стоит ли сомневаться, что к началу осени она начнет удивлять всех феноменальными способностями?

-- Еще древнеримский философ Квинтилиан Марк Фабий предлагал обучать детей грамоте раньше семи лет, -- говорит Василий Саввич, качая на руках кроху-Машеньку. -- Он советовал давать малышам вместо обычных игрушек буквы, сделанные из слоновой кости. В наше время физиологи и психологи пришли к выводу, что ключ к умственным способностям человека кроется в его личном опыте познания первых трех лет жизни. В это время максимально развиваются нервные клетки.

Василий Лищук твердо убежден: раннее развитие отнюдь не лишает малыша радостей детства, что некоторые скептики пытаются ставить ему в упрек. Чем больше будет возможностей у юного существа к познанию нового, тем интереснее станет изучение мира. Этим он застрахует себя от перегрузок и неудач на уроках, неврозов и разочарований. А разве этого мало?

P.S. Останавливаться на достигнутом педагог не собирается. Его мечта -- внедрить методику раннего развития по всем детсадам Украины.