1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №139 (1484) за 25.06.2003

А ДОЖДЬ СМЫВАЕТ СЛЕДЫ ХОРОШИХ ЭМОЦИЙ

Простуженному журналисту на фестивале не место. Особенно если этот праздник проходит ночью, на Андреевском спуске в тесном соседстве с отреставрированными привидениями (темнушными хозяевами) замка Ричарда, и называется "Открытая ночь".

Из-за марева температуры детали воспринимались острее. Суть же происходящего -- а именно, конкурсные фильмы, озвученные собственным кашлем, виделись, как ни странно, намного объективнее. Итак, подобных журналистов с фестивалей -- вон!

Раз в год, июньской ночью в Киеве традиционно открывается портал в загадочный мир кинематографа. Перемещение туда начинается вечером в субботу и завершается на рассвете в воскресенье. В эти выходные живучий "фестиваль-того-чего-нет" -- "Открытая ночь" -- состоялся уже в седьмой раз. Экран был небольшой и отвязный (поскольку иногда самостоятельно отвязывался от металлоконструкций), но ведь и площадка маленькая! В программу конкурса вошли 20 фильмов, во внеконкурсную -- 11. Общая длительность фестивального показа -- около 6 часов (41 работа). 23 ленты оргкомитет забраковал, окрестив их "фильмами на экспорт", что, видимо, должно было заставить покраснеть их создателей. Больше тридцати работ не прошли технический "кастинг". В некоторых номинациях фильмы вообще отсутствовали. Зато имела место ретроспективная программа, благо, ненавязчивая.

Жюри фестиваля -- словно орхидеи из ботсада украинской интеллигенции -- писатели Лина Костенко, Юрий Андрухович, Богдан Жолдак. В составе сценарного жюри работали Наталия Конончук и Станислав Чернилевский. Многие киноманы смотрели фестивальные фильмы на диком холоде под традиционным проливным дождем, который таки смыл следы многих положительных эмоций. Самым позитивным в этой мокроте и мерзлоте было общение с организаторами.

Обнадеживающими заранее представлялись видеофильм "Гальшчин дім" Сергея Маслобойщикова (вне конкурса в профессиональной программе), новое творение некогда победившего на этом фесте режиссера, и "Шел трамвай № 9" Степана Коваля -- надежды национального анимэшного кино. Но искренне понравились и студенческие ленты, что шли на исходе субботы. Например, "Вдохновение" Сергея Крутина, напоминающее культовую "Амели" -- трогательная картина о первой любви. Кстати, победившая! Лента "Всего хорошего" Юрия Козыря восхищала моментами хорошими кадрами. Очень неоднозначным показался "Хранитель фиолетового пламени" Светланы Филимоновой. Этот фильм о дедушке-сантехнике, вообразившем себя спасителем человечества, когда-нибудь поймут совсем иначе. "Хранитель" -- вовсе не о фиолетовом эгоизме, как ярлыке, приклеенном к старичку его близкими. Наоборот, фильм этот о глупой, лживой, высокомерной и бесполезной зауми людей, окружающих необыкновенного человека, а по сути -- о нашей же с вами.

Большинство остальных студенческих лент именно к этому и тяготеют -- к "высокоумию". В основе их сюжетов обыкновенно "очень умная мысль", которая жуется, словно жвачка, до заключительных титров. И выглядит все это почти как "Ералаш", только безыдейный. После просмотра таких умных лент хочется полюбопытствовать: зачем их нужно было снимать? Зачем заниматься слово- и кадро-блудием? К тому же, многие ленты объединяет настораживающая школярная "похожесть"... Но Юрий Ильенко, пообещавший журналистам "обнадеживающие" фильмы, оказался, конечно, прав. В этом году отмечены работы молодых режиссеров Сергея Крутина и Романа Бондарчука (соответственно, мастерские Михаила и Юрия Ильенко). Великие же открытия -- впереди.