1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №139 (1484) за 25.06.2003

НАРОДНЫЙ ДЕПУТАТ ВИТАЛИЙ ОЛУЙКО: "УКРУПНЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНЫХ РАЙОНОВ НЕИЗБЕЖНО"

В Комитете Верховной Рады по вопросам госстроительства готовится новая редакция закона о местном самоуправлении. По словам парламентского "лоббиста" документа, народного депутата Виталия Олуйко, законопроект, в случае одобрения Радой, может "кардинально изменить систему власти на местах". Как именно, Виталий Николаевич рассказал корреспонденту "Сегодня".

-- Что предлагается изменить в системе местного самоуправления?

-- Это будет большим событием, революцией в конституционном праве. Мы сегодня имеем проект, который отвечает всем требованиям Европейской хартии о местном самоуправлении. В нем отсутствует двоевластие, то, что сегодня нас больше всего волнует. Четко проведена децентрализация власти.

По новому проекту, на местах будет существовать местный совет и его исполнительный комитет. Исполнительная власть будет представлена госадминистрациями, или префектурами с исключительно контрольно-наблюдательными функциями.

Предусмотрена выборность губернаторов, но одновременно будет работать механизм противовеса, чтобы они не превратились в удельных князьков. А "око государево" в лице префектур через административные суды будет иметь возможность наказания должностных лиц, нарушающих Конституцию и законы.

-- Имеет ли эта схема аналоги в мире?

-- Она не выдумана, по такой схеме работает сегодня Германия, Франция, Польша. Мы учли существующий европейский опыт и свои собственные ошибки, накопившиеся за последние 12 лет.

-- Согласно новому закону существует глава совета и глава исполкома. Выходит, двоевластие сохраняется?

-- Спорный вопрос. Он может дискутироваться. Первый вариант -- глава совета, он же и глава исполкома совета. Кстати, в этом случае его могут избирать и снимать депутаты на сессии. Во втором варианте местный совет, по сути, является региональным парламентом, а главу исполнительной власти -- губернатора -- избирает народ. Т.е. тут можно вносить разные предложения. В этих схемах больше демократии и меньше централизации власти.

-- Получается, что госадминистрации не нужны в принципе?

-- В таком виде, как сегодня, не нужны. Они себя исчерпали. Не наделенные полномочиями, они вступают в противоречия с местным самоуправлением. Сейчас их боятся, а не уважают. Это ненормально.

-- Как быть с правами депутатов местных советов?

-- В будущем нужно будет изменить много существующих законов, или принять их в новой редакции. Это и права и обязанности депутатов, и вопросы административно-территориальной реформы, которые тоже отрабатываются в нашем комитете. С 2006 года, я надеюсь, эта реформа в Украине начнется, а до этого времени мы должны принять новый закон по местному самоуправлению.

-- Кстати о административной реформе. Ее готовят или нет?

-- В ВР прошлого созыва закон об административно-территориальном устройстве в редакции Романа Безсмертного потерпел поражение. К нему решено больше не возвращаться, потому что он практически полностью копирует польский вариант. В Украине его нельзя применять автоматически. По указу Президента создана комиссия, которую возглавляет Николай Азаров. Он достаточно активно взялся за законопроект, и после нескольких заседаний наработана новая редакция закона. Сейчас его "причесывают" и от имени правительства он будет внесен на рассмотрение в парламент.

-- А что в новом проекте не устраивает комитет?

-- Этот закон намного более эффективен, чем предыдущий. Противоречия в нем заложены именно в трактовке границ общины. Правительство считает, что территориальная община (громада), например, село -- это "от крайней хаты до крайней хаты". Мы у себя в комитете полагаем, что для того, чтобы не было злоупотреблений, община должна также контролировать территорию, находящуюся вокруг населенного пункта.

-- На одном из обсуждений реформы шел разговор об укрупнении районов...

-- В проекте предусмотрено, что районом может называться административно-территориальная единица, на которой проживает 60 тыс. граждан. Если эта норма пройдет, то часть районов, имеющих численность 20--30 тыс. человек, объединятся с соседними. Так что укрупнение районов -- дело неизбежное, но параллельно должно произойти финансовое выравнивание и экономическое районирование.

-- Как вы расцениваете решение ГНАУ создать 10 региональных налоговых округов вместо существующих ныне?

-- Мы замечаем, что ведомственная административно-территориальная реформа началась значительно раньше, еще до принятия политического решения. Сегодня "Укртелеком", банки, почта, налоговая администрация создают выгодную им инфраструктуру, осуществляя укрупнение.

-- Предполагается, что самофинансирование будет осуществляться по принципу субсидиарности. Расшифруйте, пожалуйста, этот загадочный термин.

-- Он означает, что каждая территориальная единица должна иметь возможность сама себя лечить, учить, зарабатывать. Одним словом, быть самодостаточной. Но все равно при этом у нас останутся депрессивные регионы, которые будут нуждаться в дотациях. Государство должно регулировать бюджетные потоки, "подтягивать" такие районы, переводить их из депрессивных в самодостаточные.

-- Существует опасение, что в новых укрупненных районах исчезнут небольшие населенные пункты, а также станет возможной бесконтрольная распродажа земли...

-- Волка бояться -- в лес не ходить. Естественно, опасность существует. Но парламент и правительство не должны допустить подобного. Ведь это все делается не ради какой-то самоцели. Думаю, принципа "давай, давай, быстрее" не будет. Нам достаточно этих экспериментов. Состояние инфраструктуры, дорог, пенсионного обеспечения не должно ухудшиться.

-- А вам не кажется, что у этого закона будет много противников?

-- Я думаю, что сторонников будет больше. Прогнозировать, когда его примут -- вещь непростая. Главное, чтобы он был принят ВР этого созыва.