1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №141 (1486) за 27.06.2003

ГОРОДА С МИЛЛИОННЫМ НАСЕЛЕНИЕМ ДОЛЖНЫ ПОЛУЧИТЬ "ОСОБЫЙ СТАТУС",

Наша газета недавно писала о депутатской инициативе по преобразованию местного самоуправления. В секретариате Верховной Рады зарегистрирован еще один "тематический" законопроект "О статусе больших городов Украины". Его автор народный депутат Михаил Добкин предлагает наделить исполнительную и представительскую власть украинских городов-"миллионников" -- Днепропетровск, Донецк, Одессу, Харьков -- дополнительными полномочиями. По примеру Киева, предлагается перевести эти мегаполисы из областного в республиканское подчинение. Фактически, превратить их в "региональные столицы"...

-- Крупных экономические, торговые, научные и культурные центры являются лицом регионов, но довольствуются статусом города областного подчинения, таким же, как любой райцентр, сказал для "Сегодня" г-н Добкин. -- В результате чего, к примеру, полуторамиллионный мегаполис Харьков оставляет на свое содержание 17% от собранных налогов. Этих средств хватает только на уборку мусора и латание дыр на дорогах... В конце прошлого года Харьковский горсовет обратился к народным депутатам с просьбой разработать законопроекты "О специальном статусе города Харькова", "О статусе городов-миллионников" и внести их на рассмотрение Верховной Рады.

-- А вы не боитесь, что вас могут обвинить в "сепаратизме"?

-- Такие упреки были. Своим оппонентам я отвечаю, что статус нужен городу не по политическим, а исключительно по экономическим мотивам. Например, свыше трех четвертей собранных в Харькове налогов уходит в Киев, а "особый статус" позволил бы оставлять не менее половины собираемых средств. В таком же положении находятся Днепропетровск, Донецк, Одесса и несколько городов поменьше -- "доноров" государства.

-- В случае принятия законопроекта, какие дополнительные полномочия получат "миллионники"?

-- Остановлюсь на главных. Градоначальники вместе с депутатами будут решать вопросы о создании, перепрофилировании и ликвидации предприятий общегосударственного значения, расположенных на территории города. Они получат право выступать с инициативой о передачи объектов госсобственности в коммунальную. В их компетенцию будет входить заключение международных договоров. Появится возможность участвовать в подготовке законов, актов Президента и постановлений Кабмина, касающихся города...

-- Самым дискуссионным вопросом в законопроекте, пожалуй, остается перераспределение бюджетных средств между центром и городами-миллионниками. Как вы предлагаете его решить?

-- При подготовке закона главное внимание акцентировалось на том, что в центр отчисляются только обязательные бюджетные платежи. В городской казне полным объемом будут оставаться отчисления налога на прибыль коммунальных предприятий, собственно городские и непредвиденные доходы, налог на доходы физических лиц, налог на оплату за землю. Кроме того, в местных бюджетах остается 50 % отчислений на поддержание, строительство и реконструкцию городских дорог и улиц. Хочу подчеркнуть, что все средства ни в коей мере не затронут бюджет государства, поскольку речь идет о деньгах, заработанных городом, которые, согласно бюджетному плану государства, он должен получить обратно. А сегодня выходит так, что город исправно отчисляет деньги в госбюджет, не всегда рассчитывая получить принадлежащие ему средства обратно...