1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №141 (1486) за 27.06.2003

СЕГОДНЯ МОЖНО ПОКЛОНИТЬСЯ СВЯТЫМ МОЩАМ АНДРЕЯ ПЕРВОЗВАННОГО

27 июня в Свято-Успенский Собор Киево-Печерской Лавры будет доставлена нетленная левая стопа Апостола Андрея Первозванного, которая постоянно пребывает в монастыре на Святой горе Афон. Предполагается, что раку, по форме похожую на конечность, с покоящимися в ней мощами, верующие смогут встретить у входа в храм в шесть часов вечера. Накануне святые останки совершили паломничество по церквям Минска и Москвы. В Киеве они пробудут всего три дня, до 30 июня.

АНДРЕЕВ ВЕЧЕРОК

Стольный град Киев сложно представить без дивного Андреевского спуска, изящной Андреевской церкви и знаменитых Андреевых вечеров, без которых не обходился ни один праздник в честь первозванного апостола Христа. В ночь на 13 декабря (по н. ст.) город замирал в ожидании чуда. Считалось, что именно в этот студеный день должны сбываться самые сокровенные желания.

Особенно это касалось прекрасной половины человечества. Девушки, укладываясь спать, клали под подушку гребень в надежде, что явится милый и расчешет. Некоторые оставляли на ноге чулок, а под кровать ставили стакан воды с прутиком поперек, символизирующим мостик (знак брака). Если во сне желанный не снимет чулок, то, наверняка, переведет ее через мост над бурным потоком жизни.

Большинство молоденьких киевлянок не знали имен своих суженых. Поэтому за плотно закрытыми ставнями домов до самого рассвета проходили сеансы гаданий. Собравшись в круг, девицы клали под блюдца зерно или военную пуговицу -- потенциальный жених оказывался либо помещиком, либо бравым гусаром. Другие поджигали скомканную бумагу и по профилю на стене пытались распознать лицо супруга. А третьи, выливая в стакан белок яйца, узнавали место встречи с возлюбленным: как правило, в яичном белке появляются очертания храма.

Наверное, поэтому влюбленная императрица Елизавета Петровна и отважилась возвести на святых киевских холмах церковь во имя апостола Андрея Первозванного. К воплощению этой идеи в жизнь она подключила лучшего придворного архитектора, графа Бартоломео Франческо Растрелли. Зодчий был в творческом ударе -- храм получился великолепный.

Правда, царица и представить себе не могла, что под сводами "божьего дома" молодые люди будут играть в "языческие" игры. Считалось, если в толпе прихожан парень и девушка окажутся плотно прижатыми друг к другу, то их можно считать женихом и невестой. Шутники даже прикалывали шлейф девушки к одежде юноши, чтобы они обратили внимание друг на друга.

Однако главной интригой Андреевого вечера было гадание на имя еще не объявившегося суженого. Ходило поверье, что первый, кого молодая женщина встретит на улице, обязательно будет тезкой ее будущего мужа. А вечером сходились у кого-нибудь дома девушки и парни и устраивали гулянья с ритуальным кусанием "калиты" -- коржа из пшеничной муки. Юноши были наделены особыми "правами" -- соседи прощали им все шалости, даже снятые с забора или испачканные сажей ворота. Так вот и развлекалась местная молодежь, порою забывая, что это день памяти первого ученика Христа, который, по сути, являлся основателем первопрестольного Киева.

Где ступала стопа Первозванного? Андрей Первозванный почитается как основатель христианства в восточных церквях. Со своими 70 учениками он совершил три паломничества, во время которых привлекал в веру людей и благословлял строительство храмов, в том числе и Софийский в Константинополе. Он был в Македонии, Грузии, Осетии, Абхазии, на Крымском полуострове -- в городах Пантикапей (Керчь), Феодосия, Корсунь (Херсонес), Синоп, а также в Киеве...

БЛАГОСЛОВИЛ НА ПРОЦВЕТАНИЕ

"Видите ли горы сия? На этих горах воссияет благодать Божия, будет город великий, и воздвигнет Бог много церквей!" И взошел Андрей на горы эти, благословил их и поставил крест, и помолился Богу, и сошел с горы этой, где впоследствии возник Киев, и отправился по Днепру вверх...", -- пишет смиренный инок Печерского монастыря Нестор в "Повести временных лет".

Апостолу понравились люди Приднепровья, их гостеприимство и сказочная природа, которая и вдохновила его заложить на высоких кручах "город великий", где бы "воссияла благодать Божия". Апостол установил на возвышенности крест -- позже на том месте появилась церковь Андрея Первозванного.

Речь идет о третьей апостольской миссии святого Андрея, конечным пунктом которой был Рим. Путешествуя по Черном морю, апостол достиг Синопа, небольшой греческой колонии, ставшей впоследствии крупным политическим центром Византийской империи. Затем Андрей проповедовал в Корсуне (нынешний Херсонес, близ Севастополя).

После Киева путь Святого пролег в Новгород и к землям варягов, где он мылся в бане. Уже находясь в Риме, апостол рассказывал единоверцам: "Удивительное видел я в Славянской земле на пути своем сюда. Видел бани деревянные, и разожгут их докрасна, и разденутся, и будут наги, и обольются квасом кожевенным, и поднимут на себя прутья молодые и бьют себя сами, и до того себя добьют, что едва слезут еле живые... И творят это всякий день, никем не мучимые, но сами себя мучат, и то совершают омовенье себе, а не мученье."

"ЛОВЦЫ ЛЮДЕЙ"

Юный Андрей, сын Ионы, детство свое провел на берегу Галилейского озера, где главным промыслом мужчин было рыбачество. С утра до вечера закидывал он сети, не ведая, что вскоре станет "ловцом человеков". Однажды на озеро пришел Иоанн Креститель. Его проповедь так взволновала Андрея, что он отправился за Иоанном на Иордан и стал его учеником. Там бывший рыбак и услышал сакраментальные слова своего учителя, указывающего на Христа: "Вот Агнец Божий! Я крещу вас на воде, а Он будет крестить вас Духом Святым!" С этого момента жизненный путь Андрея был предопределен. Вместе с братом Симоном (Петром) он пошел за Мессией, поскольку Иисус самым первым призвал его к апостольству.

За миссионерские походы его брат Петр считается основателем западного христианства. У Петра были жена и дети, он слыл человеком вспыльчивым, неграмотным и бедным. Младший, Андрей, женщин сторонился, искал пути к духовному усовершенствованию. Он был высоким, сутулым, с орлиным носом, густыми бровями, бородой и приятным выражением лица. Первым за Сыном Божьим пошел младший, отчего и назван Первозванным. Старший убедился в силе учения Христа после того, как Иисус исцелил от горячки его тещу. Избрав братьев в числе своих 12 апостолов, Господь изрек: "Я сделаю из ловцов рыбы ловцов людей".

Отправляя Апостолов проповедовать, Господь сослал на них Святой Дух -- каждый из них был наделен силой выгонять из мирян нечистого и прощать им грехи, а также исцелять от недугов. У Андрея такие "полномочия" особенные, ведь он среди четырех учеников Иисуса был удостоен доверия слушать Его пророчество о будущей судьбе Церкви и мира.

У КАЖДОГО -- СВОЙ КРЕСТ

Сопротивление язычников было всюду, где появлялся апостол Андрей. Его избивали и выгоняли за пределы поселений. Как-то Апостолу Андрею явился Иисус и сказал: "Спеши опять в Вифинию и не бойся, Я с тобой состранствую, еще же и земля скифов тебя ожидает". Вифинией называлась страна по берегам Черного моря и Босфора. Скифией называли земли на юге Руси. В Синопе на Южном берегу Черного моря Первозванного иноверцы закидали камнями и бросили в темницу. Но и там он проповедовал -- к стенам тюрьмы его приходили слушать толпы горожан. Они стали очевидцами того, как запертая на замок дверь темницы открылась сама -- изумленные стражники не могли и пальцем пошевелить, пока Святой не удалился.

Не исключено, что именно Апостол Андрей является автором восточнославянского алфавита, известного как "кириллица", с помощью которого он записал и оставил в Херсонесе Евангелие и Псалтырь. Кирилл и Мефодий посетили город в 860 году и нашли там эти писания. Способ изложения текста и формы букв они взяли за основу при создании азбуки и грамматики. Об этом упоминается в послании митрополита Макария.

Древним старцем зашел Апостол в греческий город Патры. Там он с молитвой исцелил десятки больных. Люди уверовали в христианство. Но правитель Эгеат, боясь, что христианская вера повредит его власти (хоть его жену Максимиллу и брата Стратоклия вылечил проповедник), решил распять Апостола на кресте, как Иисуса.

Чтобы смерть была мучительной и долгой, руки и ноги Первозванного не прибивали гвоздями, а привязали к Х-образному кресту. Но и во время казни Апостол проповедовал. Собравшиеся горожане потребовали у правителя прекратить истязание. Тот, остерегаясь бунта, повиновался. Но Первозванный возразил -- он хотел умереть, как Христос. Насильно снять его с креста воины не смогли -- не слушались руки. Через два дня вокруг мученика вспыхнул яркий свет, и со словами "Господи, Иисусе Христе, прими мой дух" он скончался. Жена правителя сняла тело с креста и с почестями предала земле. Было 30 ноября (по новому стилю -- 13 декабря) 70 года от Рождения Христова. В этот день церковь отмечает праздник в честь Апостола Андрея, поскольку в христианстве принято чтить дату, когда угодник Божий представился в царство небесное.

СВЯТЫЕ МОЩИ

В 355 году мощи Святого перенесли в Константинополь, в Храм Святых Апостолов, где они упокоились рядом с нетленными останками евангелиста Луки. В мае 1208 года они прибыли в Италию, в город Амальфы, позже их поместили в Свято-Пантелеймоновский монастырь на горе Афон. В христианстве есть традиция: чтобы Святые приносили больше благодати верующим, их мощи по частям рассредоточивают по разным церквям. Голова Андрея Первозванного в IV веке была передана в Ватикан, в базилик Святого Апостола Петра. Некоторые части тела, в том числе и правая кисть, Иерусалим даровал России во время царствования Михаила Федоровича (сейчас хранятся в серебряном ковчеге Синодальной палаты и в Московском Успенском соборе). Священнослужителям известны случаи исцеления онкобольных, прикоснувшихся к нетленным останкам Святого, а также избавления от зависимости наркоманов.

К мощам Андрея Первозванного, которые прибудут в Киев, уже прикладывались верующие в Севастополе, где моряки считают его покровителем. Х-подобный крест, названный Андреевским, изображен на флаге российского флота. Сам же крест распятия хранится в греческом городе Патра, посреди Храма Андрея Первозванного, возведенного верующими на месте казни.

-- Дерево креста отлично сохранилось, -- рассказывает священник Иван Швец, побывавший в монастыре. -- Прикоснуться к кресту прибывают тысячи паломников из разных стран. Многие были в храме не первый раз и утверждают, что после предыдущих посещений жизнь во многом изменилась: отступили горести, болезни, окрепла вера в Бога. Кто-то приходит туда за здоровьем, кто-то -- за удачей. Я же, приложившись к кресту, почувствовал легкость и просветление в душе.

Почитание святых мощей -- древняя христианская традиция. Как вести себя верующим, которые придут в Крестовоздвиженский храм, где она станет доступна для поклонения верующим?

Помогает во всем только Бог. Апостолы же "ходатайствуют" перед ним за нас после молитв у их икон или приложения к мощам. Подходя к телу святого, православный должен перекреститься. Достаточно произнести: "Святой Андрей, помоги моей вере, исцели мое неверие. Попроси у Господа за меня". Можно добавить, в чем именно нужна помощь.