1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №146 (1491) за 04.07.2003

ИГРАЮ НА... КОЗОБАСЕ, ФИГЕЛЕ И ЛЮТНЕ

В высотке на Оболони есть квартира, где даже днем занавешены окна, а по ночам звучат старинные мелодии. Напросилась в гости к хозяевам.

Вхожу в комнату, и на мою голову валится... козья морда.

-- Это козобас, -- смеется Анатолий Шпаков. -- Два-три века назад с ними странствовали музыканты. Удобно, три -- в одном: внизу -- барабан, посредине -- контрабас, а сверху -- "тарелка". Голова животного над ним служит украшением. Инструмент сконструировал сам -- скопировал с картины. Больше всего промучился, вырезая из дерева козу.

Оглядываюсь. Повсюду -- музыкальные инструменты. Сотня точно наберется. Выходит, на каждом "квадрате" 20-метрового помещения по 5 штук. Да, тут передвигаться надо осторожно, неровен час, опять что-то зацеплю. А ведь каждый "экземпляр" -- экзотика.

-- Это фигель. Один из предшественников гитары. В XVII веке на них играли на богослужениях, -- поясняет Анатолий Ильич. -- Наших музыкантов приглашали в Германию, Англию, Россию. В итоге даже инструментов не осталось. А этот сделал по изображению на фреске в Софийском соборе.

Лютню, его ровесницу, Шпаков скопировал с книжной иллюстрации. Помогали знакомые краснодеревщики. Когда работа была завершена, несколько переборов струн -- и музыкант, входящий в сотню лучших гитаристов мира, влюбился в ее звучание. Начал осваивать новый инструмент, поднимая кипы старых нот, в основном неизвестных авторов. Ведь последний лютнист Тимофей Белоградский жил в Украине в... XVIII веке.

За три десятилетия Анатолий Ильич записал три компакт-диска, выступил с десятками концертов у нас и за рубежом. Правда, за границей гастролировал не долго, потому и не хватило гонораров, чтобы сменить однокомнатную квартиру на более просторные апартаменты. Был во Франции, Германии. Один поклонник-француз в день рождения Шпакова пригласил его покататься на катере по Сене, где к имениннику подплыл огромный торт со свечами.

В Киеве же играй-не играй -- только на струны заработаешь. За концерт в два отделения Шпаков получил 27 грн. 50 коп. Тогда зарекся: чем так унижаться, лучше играть бесплатно. Слушая музыканта, продолжаю рассматривать инструменты.

-- Несколько старинных скрипок купил, -- меняет тему хозяин. -- А парочку сделал сам. Например, пикколо, то есть маленькая, "карманная". Такие брали с собой на уроки учителя танцев -- удобно. Делали их и в виде трости. Может, когда-то и такую смастерю.

Но самый необычный инструмент, на котором Анатолию Ильичу удалось поиграть, был сделан из... стебля кукурузы. От деревянной отличается более глухим звуком. Такие у нас при Хрущеве "варганили" -- дармового сырья хватало.

На книжных полках повисли колокола, свистки, дудочки, раковины, железки и похожая на половину огромной груши деревяшка. Кстати, это -- жига (с итальянского -- "окорок"). Принцип игры как на мандолине. Она -- одно из 25 творений рук музыканта. Увидев арфу полуметровой высоты, удивилась: разве были когда-нибудь такие "лилипуты"? Оказалось, что инструмент изначально был крошечным, а через несколько веков "подрос".

Есть и подлинники. Так, фисгармонию (комнатный орган) Шпаков раздобыл в "полуживом" состоянии. Полгода "реанимировал" -- теперь звучит, как три столетия назад. Хозяин перебирается от одного инструмента к другому, извлекая из каждого мелодии. Неужели на всех играет?

-- Немые экспонаты мне не нужны, -- уловил мое недоумение Анатолий Ильич. -- Если инструменты молчат, они становятся деревяшками.

Подобного музея старинной музыки в Украине нет. Шпаков сетует, мол, если после него не найдется еще одной "белой вороны", которая бы коллекционировала звуки прошлого, люди не будут знать, на чем играли наши предки.

На прощание задаю вопрос -- почему окна в квартире всегда занавешены, а музыкант играет по ночам. Выяснилось, что солнечный свет разрушает деревянную поверхность инструментов. Что же касается ночных концертов, то днем наслаждаться музыкой мешает городской шум. Зато после полуночи... Хорошо, соседи не ругаются.