1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №148 (1493) за 07.07.2003

...А В ОБЛАСТИ БАЛЕТА -- ВПЕРЕДИ ЕВРОПЫ ВСЕЙ

Громким возгласом "Йес!" народного артиста Украины Вадима Писарева был поставлен восклицательный знак на победе его ученика, воспитанника донецкой балетной школы Жерлина Ндуди на только что закончившемся в Амстердаме Международном конкурсе молодых танцовщиков Евровидения.

Любой конкурс артистов балета -- это, прежде всего, соревнование фанатов и трудяг. И тут уж не спрячешься за пиаровские рассчитанные ходы типа раздевания на сцене или демонстрации нетрадиционных отношений, на чем строится сегодня раскрутка некоторых эстрадных звезд. В выступлении танцовщика все на виду: и его физические данные, и отчеканенная техника, и темперамент, и стук его сердца, и интеллект -- и потому момент истины наступает только на сцене, а не вокруг нее. Этим и отличался конкурс молодых танцовщиков Евровидения от своего тезки -- конкурса эстрадной песни. И если на последнем все еще продолжаются интриги, то на сцене Амстердамского театра признан достойный победитель.

В составе жюри были замечательные профессионалы, представители разных балетных школ. Так, Дерик Браун, Суссана Линке и Лиз Империо считаются мастерами модерн-танца, а Паола Канталупа и Владимир Васильев -- суперстар в классическом. И те десять конкурсантов, попавшие на заключительный тур, который зрители всего мира могли видеть в прямом эфире (в том числе и мы -- по Первому Национальному), также могли выбрать для себя одно из этих двух направлений.

Основным "коньком" Жерлина Ндуди стала классика, причем, подобранная с учетом всех сильных сторон артиста. После его выступления член жюри Дерик Браун сказал: "Он не танцует, а почти летает на сцене". В финале Жерлин победил с вариацией из "Корсара", которая всегда была "коронным номером" и его педагога, Вадима Писарева. Опытный конкурсант, Писарев точно просчитал нужный эффект. Еще перед поездкой в Амстердам он говорил: "Сегодня одним профессионально безукоризненным исполнением не возьмешь, публику надо чем-то удивлять". И Жерлин удивлял -- высокими зависающими прыжками, устойчивыми вращениями, красивыми формами и... белозубой улыбкой, которая, наверное, давалась тяжелее всего, так как волнение и конкуренция были ощутимыми. Очень уверенно выступил артист из Румынии Овидио Матей Янчу (третье место), а занявшие второе место стильные шведы из знаменитой труппы "Кульберг-Балеттен" Кристина Оом и Себастьян Миханек показали замечательную композицию современного культового балетмейстера Матса Эка "Существа света". Эта самобытная хореография стала украшением конкурса и примером современного взгляда на искусство танца. Молодежное жюри конкурса судило "не технику, а сердце" -- его приз получила пара из Чехии, Моника Гайдукова и Виктор Ковалинка, показавшие современную хореографию последователей Иржи Киллиана.

СУБЪЕКТИВНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ

"Наш балет -- слава и гордость украинской культуры". Думаете это пафос передовиц прошлого? Отнюдь. Это -- из комментария телетрансляции, который, к слову, страдал отсутствием элементарной этики и присутствием излишней саморекламы. Хочу заметить, что сегодня украинский балет держится только на энтузиастах -- таких, как тот же Вадим Писарев. Ведь, не успев закончить единственное в Украине хореографическое училище, его выпускники сразу же разъезжаются по всему миру и становятся ведущими танцовщиками лучших мировых трупп. Так почему же исчезла с национального ТВ "наша гордость" -- классическая музыка, опера и тот же балет, который принес Украине такую громкую победу? Трансляция конкурса Евровидения -- маленький огонек, загоревшийся в темном туннеле примитива и ширпотреба...