1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №149 (1494) за 08.07.2003

КАК КОРРЕСПОНДЕНТЫ "СЕГОДНЯ" С СОТРУДНИКАМИ ГАИ ВЗЯТОЧНИКОВ ЛОВИЛИ

С начала 2003 года в рамках проводимой госавтоинспекцией операции "Порядочность" сотрудники киевской ГАИ (дорожно-патрульной службы) за взятки доставили в райотделы милиции 220 водителей. В последнее время задержания активизировались -- на прошлую пятницу и выходные выпало более 40 подобных случаев. В поимке нарушителей правил дорожного движения, предлагавших инспекторам откупные, участвовали и корреспонденты "Сегодня".

Служебную "пятерку" паркуем на территории неработающей автозаправки по улице Борщаговская. Старший лейтенант Юрий Мищенко и сержант Сергей Когутовский (вооруженный моим диктофоном) подходят к кромке дороги и направляют радар на поток машин, движущихся в центр города...

При разрешенной скорости 60 км/ч "порог" на приборе поднят еще на 20 км. Несмотря на фору, долго ждать не приходится -- инспектора тормозят микроавтобус "Ривне -- Киев". Приезжий водитель озабочен непредвиденной остановкой.

-- На вокзале пассажиры ждут -- отправление через полчаса, -- оправдывается он.

Узнав о протоколе и штрафе через суд, расстраивается. Между протянутыми им документами замечаю пять гривен.

-- Возьмите, -- предлагает водила сержанту. -- Если мало, дам пятерку и вашему напарнику.

Надо отдать должное инспекторам -- они не набрасываются на предлагающих мзду, как коршуны на птенцов. Поняв, что пахнет жареным, водитель маршрутки забирает деньги. Взятка не состоялась, а значит, и нет преступления. Провинившийся подписывает протокол.

-- Мы направим документы по месту жительства, и вас вызовут, -- поясняет ему сержант Когутовский.

Недостачи в нарушителях скорости нет -- некоторые жмут более сотни километров в час. Инспекторы останавливают машины, на составление протокола уходит 5--7 минут. Правда, не на всех "гонщиков" есть управа. Серьезный дядя, не выходя из авто, тычет в окно синюю корочку и едет дальше... Многие "отмазываются" неприкосновенностью, служебным положением и высокими покровителями.

Еще несколько лихачей пытаются задобрить депеэсников: кто -- червонцем, кто -- двумя. На диктофоне рефреном звучат фразы: "А без протокола нельзя вопрос решить?", "Сколько нужно заплатить?", "Давайте договоримся". Словом, из восьми оштрафованных за полтора часа больше половины были готовы решить проблему полюбовно. Один, например, документы протягивает левой рукой, а деньги держит в правой. Однако не дождавшись встречного предложения, прячет гривни в карман.

"Неужели, никого не возьмем?" -- сомневаюсь я в положительном исходе операции. Но вот у обочины тормозит бежевый "Лексус" -- прибор зафиксировал 99 км/ч. Лихач протягивает Мищенко документы. Инспектор проверяет их, между корочками -- 20 гривен.

-- Что это -- взятка? -- спрашивает он водителя.

-- Нет, добровольное пожертвование, -- заверяет задержанный, что-то рассуждая о фондах ГАИ.

-- У нас нет никаких фондов, -- утверждает Мищенко и приглашает нас с фотокором, снимающим сцену, засвидетельствовать случившееся. -- Дача взятки должностному лицу. Проедете с нами в райотдел (к водителю. -- Авт.).

"Попал под раздачу", -- заключает последний и, несмотря на сорванную встречу, отправляется за нами в Соломенское райуправление милиции.

Там узнаем, что нарушитель -- директор известного акционерного общества, а машина -- на доверенности. Процедура оформления документов и свидетельств занимает около двух часов. Бывает, на это уходит больше времени. Получается, если передвижной пост ДПС задержал нарушителя, то пропадает, как минимум, половина смены.

-- Операция "Порядочность" -- бессрочная, водители должны бояться давать деньги дорожно-патрульной службе, ведь 99% взяток -- их инициатива, -- утверждает Анатолий Сиренко, и. о. начальника столичной госавтоинспекции. -- Практически ежедневно сотрудники ДПС столицы задерживают водителей, предлагающих откупные. Некоторые взятки достигают 200--250 гривен. В то же время с начала года проведено 979 негласных проверок и среди наших сотрудников, выявлено более 1000 недостатков: пассивное несение службы, грубое и нетактичное поведение с водителями, присвоение их денег. Уволено из рядов ГАИ 5 человек, более трехсот понесли дисциплинарное наказание -- строгие выговоры, лишение премий, понижение в должности.

Кстати, в ГАИ есть круглосуточный телефон доверия, по которому можно пожаловаться на нерадивых инспекторов, а также сообщить о других противоправных ситуациях на дорогах: 213-70-64. Скоро этот номер появится на всех патрульных машинах. Как заверил Анатолий Сиренко, ни одно обращение не останется без рассмотрения.