1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №149 (1494) за 08.07.2003

"ХОЧЕТСЯ НАПОМНИТЬ ГОРЯЧИМ ГОЛОВАМ, ЧТО МЫ НАХОДИМСЯ НА СТАРТЕ ПОЛИТРЕФОРМЫ, И НЕ СТОИТ ДРАМАТИЗИРОВАТЬ СИТУАЦИЮ",

Сегодня в парламенте опять ожидаются баталии около микрофонов президиума. У народных депутатов осталось всего три дня (до каникул. -- Авт.), чтобы отправить хотя бы один законопроект о политической реформе в Конституционный суд. Противостоящие друг другу стороны конфликта -- большинство и оппозиция -- активно обвиняют друг друга в саботаже процесса и нежелании изменять жизнь страны к лучшему. Мы попросили прокомментировать происходившее в сессионном зале на прошлой неделе, а также поделиться своими прогнозами о дальнейшей судьбе политреформы народного депутата, члена фракции "Регионы Украины" Олега Беспалова.

-- Какими вам видятся пути урегулирования возникшего парламентского конфликта?

-- Невооруженным глазом видно, что оппозиционеры прилагают все усилия для торможения процесса отправки законопроектов в КС. Для этого будут придумываться все новые и новые поводы. Это при том, что депутатский проект закона о внесении изменений в Конституцию могут направить в Конституционный суд 150 депутатов. Но фракции "четверки" считают такой вариант своим поражением. Я надеюсь, что будет выработана какая-то формула доверия, основывающаяся на авторитете и умении держать данное слово парламентариев независимо от их партийной принадлежности.

-- Есть ли шансы относительно того, что еще на этой сессии депутаты примут решение, как быть дальше с законопроектом о политреформе?

-- Шансы, безусловно, есть, и весьма неплохие. Украинская политическая практика показала, что можно проголосовать бюллетенями или подписями. Другой вопрос -- добавит ли подобный способ голосования авторитета Верховной Раде? И увеличит ли подобное мероприятие шансы набрать на следующей сессии 300 голосов за законопроект о конституционных изменениях. Главный и наиболее правильный шанс -- это договоренность, основанная, если хотите, на взаимных уступках. Лично мне, как парламентарию, хотелось бы, чтобы в этих консультациях принимал участие и Президент, как инициатор политической реформы. К тому же никто не может отрицать права главы государства на подобные инициативы, поэтому лично я буду голосовать за то, чтобы отправить президентский законопроект в Конституционный суд.

-- Что для вас является наиболее неприемлемым в президентском законопроекте, и в чем вы не согласны с парламентским вариантом?

-- И президентский, и парламентский вариант призывают перейти на пропорциональную систему выборов, что мне, как депутату-мажоритарщику, не очень-то приятно. Возможно, эта система более прогрессивна, чем ныне существующая смешанная, да вот только партии у нас еще далеко не такие сильные, как в Европе. Мы стремимся автоматически скопировать позитивный опыт, не учитывая отечественные реалии. Представляется мне нежизнеспособным и положение о выборах во все органы власти один раз в пять лет. Я считаю, что нельзя допустить, чтобы страна целый год только и жила выборами. Думаю, что если такая норма и будет в конце концов принята, то уже после первого перенасыщенного выборами года начнется движение за ее отмену. С другой стороны, сообщение о том, что подобный вариант проведения выборов может вступить с 2014 года, серьезно меняет дело. Надеюсь, что эта пауза позволит политикам разобраться в себе и своих возможностях и сделать необходимые выводы.

-- Отличается ли позиция фракции "Регионы Украины" от мнения других большевистских групп и фракций в решении данного вопроса?

-- Наша фракция выступает за конструктивное решение вопроса о направлении президентских и парламентских предложений в Конституционный суд. Хочу заметить, что парламентское большинство не означает полного однообразия мышления фракций и групп, в него входящих. Поэтому стоит напомнить наиболее горячим головам, что мы пока стоим на старте парламентского этапа политической реформы, и вряд ли стоит драматизировать ситуацию.

-- Могут ли разногласия вокруг законопроекта о конституционной реформе парализовать работу парламента на этой неделе?

-- Надеюсь, что у Верховной Рады хватит здравого смысла, чтобы сделать на последней сессионной неделе днями голосования среду, четверг и пятницу. Это позволит принять много важных законов. С точки зрения логики, наиболее мудро разнести во времени голосование за экономические законопроекты и о направлении проектов изменений в Основной Закон в КС. Тогда мы сможем хотя бы день плодотворно поработать. Если же депутаты и дальше будут крушить друг друга и вносить несанкционированные изменения в интерьер сессионного зала, то, как говорится, народ нас не поймет.

-- Следует ли стремиться любыми путями еще на этой сессии решить вопрос с этими законопроектами или же, на ваш взгляд, не будет ничего страшного, если парламент перенесет их рассмотрение на сентябрь?

-- Оппозиционеры утверждают, будто своим саботажем голосования они срывают планы Леонида Кучмы о пролонгации собственных полномочий. Это их логика, часто основывающаяся на недоверии и непонимании политического оппонента. Для внесения изменений в Конституцию нужны две парламентские сессии, и я весьма скептически оцениваю перспективы проведения политической реформы в 2004 году, когда президентская кампания уже развернется в полном объеме...