Выпуск газеты Сегодня №150 (1495) за 09.07.2003
"АЛХИМИЯ" В КРАСКАХ И ЭЛЕКТРОНИКЕ
Зал в доме-музее Ивана Кавалеридзе на Андреевском спуске: на стенах -- большие яркие фотографии. "Я против мертвой компьютерной графики. Если было необходимо, брал карандаш и рисовал от руки", -- поясняет хозяин выставки. Пытливому уму, увлеченному изучением древней славянской или кельтской символики, дадим за это конфетку, но честно предупредим: знаки-символы в работах Виталия -- авторские. Он их синтезировал так же, как старцы-алхимики, -- поодиночке, в темных средневековых подвалах пытались получить золото из меди... Картины Крыжановского, очевидно -- дань моде, но это не попса. Слишком много мысли, обоснований, изучений древних фолиантов и научных исследований. Понятно, что работы херсонского художника интересны эстетствующей публике. Но Виталий Крыжановский лишь явил Киеву свою высококлассную работу дизайнера-графика, вполне заслуживающую смиренных реверансов и восхищенных вздохов. Прав художник: его работы живы. Они исполнены мысли и духа, вся их электронность подчинена творческому замыслу и использована лишь в качестве инструмента, наравне с карандашом и красками. А изображенное воспевает вовсе не безупречность современных технологий, а торжество души, способной на великое.
Разгадать каждую из картин -- то же самое, что разгадать душу Женщины. Прекрасная форма, за которой уже не надо сути, -- и потрясающая суть, вырывающаяся из формы, каждый миг меняющая ее в своих бесконечных метаморфозах. Отныне зритель, как одержимый, обречен искать в себе золото путем этих неудержимых трансформаций. Восприятие взахлеб, игра на неизведанных уровнях сознания... Кроме 12 картин цикла "Алхимия" на выставке представлены работы проекта "Рыбы" -- структурно-весовые вариации, имя которым -- Совершенство.