1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №153 (1498) за 12.07.2003

"Я ВАС УЗНАЛ: ВЫ В КИНО ПУГОВКИНА ИГРАЕТЕ"

После своего 75-летия, которое торжественно отметил еще в Ялте, Михаил Пуговкин сказал, что с нетерпением будет ждать следующего юбилея. И вот он наступил -- 80-летие артиста завтра громко отпразднуется уже в Москве. И вряд ли найдется зритель, не знающий этого актера с фамилией, которую для кино и популярности даже нарочно не придумаешь.

Самым счастливым числом Михаил Иванович считает "13". Это и дата его рождения, и в 13 лет он уехал из деревни Рамешки в Москву, и теперь, по его признанию, ждет, что каждого тринадцатого числа с ним произойдет что-то хорошее. Во всяком случае число "13" уж никак не помешало ему получить и звание народного артиста СССР, и многочисленные награды, как, например, приз "Госпожа Удача" имени Павла Луспекаева, и почетное звание "Король комедии", его именем названа одна из малых планет. Как-то он сказал: "Я -- мажорный", и действительно, каких бы проходимцев он не играл, его совершенно беззащитные, детские, добрые глаза нивелировали весь негатив. А на вопрос анкеты: "Каков ваш жизненный принцип?", Пуговкин ответил: "Есть три вещи: доброта, талант, личность". И это все о нем.

"ТАКАЯ БАНДИТСКАЯ ФИЗИОНОМИЯ, КАК У ПУГОВКИНА, НЕ ПОДХОДИТ"

С Леонидом Гайдаем они встретились, когда каждому из них было за тридцать (они одногодки), на съемках комедии "Операция "Ы". С этого фильма началось "звездное десятилетие" самого режиссера и попадание Пуговкина в заветный гайдаевский список любимых актеров. За двадцать лет работы у них с Гайдаем всегда были удивительный контакт и понимание: шесть фильмов -- и обращение не иначе, как на "вы" и по имени-отчеству.

В "Операции "Ы" Гайдай предложил Пуговкину роль Верзилы, который "гонялся" за Шуриком. Но сам актер засомневался. Да и директор "Мосфильма" Иван Пырьев, всегда самолично просматривавший все пробы, отверг его кандидатуру. Незадолго до этого Пуговкин сыграл отпетого бандита в фильме "Дело пестрых". И Пырьев сказал: "Верзила должен быть с юмором, добродушный, а такая бандитская физиономия, как у Пуговкина, совсем не подходит". В результате "бандитская физиономия" подошла для роли прораба ("Пробка, подарок из Африки!"), а Верзилу замечательно сыграл Алексей Смирнов.

В кинокомедии "Иван Васильевич меняет профессию" Гайдай предложил Пуговкину сатирическую роль режиссера Якина. Но худсовет почему-то возражал. И тут кандидатуру поддержал Григорий Чухрай: "Я знаю, что вы все о себе хорошо думаете. Я с вами не согласен. И Пуговкин вам это докажет". Действительно, образ заветной "добычи" для многих актрис-карьеристок Якина был одним из самых гротескных. Сам актер расказывал: "Режиссеров, таких, как Якин, -- полным-полно. Я рад был хоть немножко отомстить им этой ролью за их амбиции, спекуляцию своим положением в искусстве, невнимание к актерам".

Фильм "За спичками" снимался вместе с финнами. Еще на пробах Пуговкин "достал" сорежиссера Гайдая, Ристо Орко: "Вы понимаете в чем дело, я -- ученик МХАТа и вашу манеру не очень понимаю. Я работаю по-другому". В общем, работать по-своему, играя маленькую роль полицейского, ему пришлось в Москве, не выезжая с группой на съемки в Финляндию.

Особенно много приключений было на съемках "Двенадцати стульев" в роли отца Федора. Вначале он очень обрадовался этой роли, но потом, как человек верующий, засомневался, можно ли играть такого священника. На первой же съемке он высказал свои сомнения режиссеру, а тот ответил: "Давайте перекрестимся и будем снимать". Потом актер задал тот же вопрос своей мудрой маме.

-- А что он там делает? -- спросила она.
-- За бриллиантами гоняется.
-- Если Бога он не касается, то играй спокойно. Боженька простит.

Один из фрагментов снимали в Дарьяльском ущелье, напротив Эльбруса, на пятидесятиметровой скале, на которую было очень трудно залезть. Пуговкин ободрал все руки и ничего не мог сделать. Тогда возмущенный Гайдай решил показать как это делается -- и тоже не смог... В конце концов эпизод с огромным трудом сняли, а когда показали в Москве, то оказалось, что на экране совсем не ощущается... высота. Пришлось сделать фанерную "скалу" и снимать на "Мосфильме". Почти месяц ждали, когда начнется шторм, чтобы отснять сцену, где отец Федор рубит стулья, которые оказались очень тяжелыми. И вот Михаил Иванович шесть часов в одной тоненькой рубашке, совершенно мокрый, пытался их разрубить. Вечером, придя в гостиницу, он сел за стол, а встать уже не смог. Несколько месяцев после этого проболел, даже руку парализовало. Но зато получилась одна из самых эффектных сцен.

Искусство потребовало от него жертв и в другом фильме Гайдая -- "Спортлото-82". Пуговкин всегда ездил в киноэкспедиции с кипятильником и литровым бидоном, заваривая на съемочной площадке крепкий чай -- "чайковский". И вот однажды он нечаянно опрокинул на себя весь кипяток и с сильными ожогами попал в больницу. Пролежав там неделю, он предложил Гайдаю заменить себя. Но тот сказал: "Ничего, группа посидит. Я уже настроился на вас". А спустя месяц Пуговкин не выдержал и пришел забинтованный на съемку из больницы. Это был его последний фильм с Гайдаем, так как несмотря на последующие приглашения, Пуговкин уже отказывался, говоря: "Вы на меня не сердитесь, Леонид Иович, но я уже в том возрасте, когда пора переходить в иное качество".

"В КИНО МНЕ РОЛЬ НА БЛЮДЕЧКЕ НЕ ПРЕДЛАГАЛИ"

Свою по-настоящему звездную роль Михаил Пуговкин сыграл в фильме Андрея Тутышкина "Свадьба в Малиновке", действие и съемки которого проходили в Украине, в Лубнах. Режиссер сразу решил, что Яшку-артиллериста будет играть Пуговкин, и попросил найти его. Но ассистент режиссера пыталась протянуть на эту роль своего протеже и больше месяца делала вид, что Пуговкина невозможно найти. Уже перед самыми съемками режиссер не выдержал и попросил набрать телефон Пуговкина. Тот сразу ответил и все прояснилось. Ему даже не устраивали проб. Со знаменитым танцем "В ту степь" -- тоже история. Его ставила балетмейстер театра оперетты Галина Шеховская, которая в 1941 году поставила Пуговкину танец в его самом первом фильме "Дело Артамоновых". Танец, идущий ровно минуту, репетировали полтора месяца (а как Михаилу Ивановичу из-за тяжелого военного ранения в ногу было трудно танцевать!). Однако результат вышел потрясающий. Но когда режиссер показал материал на студии, то ее директор сказал, что танец должен исполнять профессиональный танцовщик. И тут режиссер стал насмерть: "Нет, я менять ничего не буду!" И именно "В ту степь" стал самым ударным фрагментом всего фильма. С тем же режиссером Михаил Пуговкин сделал и одну из своих любимых бенефисных ролей -- Шельменко в музыкальной комедии "Шельменко-денщик", хотя сам актер не сразу согласился на эту роль, так как не владел украинским языком. Снимали фильм также на Украине -- в Каневе. И здесь он снова встретился со своей "зазнобой" из "Свадьбы в Малиновке" -- актрисой Зоей Федоровой (с ней же он играл и в молодые годы в чеховской "Свадьбе").

Как-то после неудачного фильма, снятого в начале 90-х, "Болотная-стрит, или Средство против секса", где имел несчастье играть Пуговкин, к нему подошел один из зрителей и спросил: "Как же вы могли сняться в таком фильме?", тот ответил: "Профессия такая: иногда попадаешь, а иногда нет". Позже в своих мемуарах актер написал: "Я ни в коем случае не считаю себя комиком. Характерный актер со склонностью к комедии -- с такой формулировкой могу согласиться. Все решали режиссеры и авторы сценариев. В кино мне роль на блюдечке никто не подавал. Я всегда трудился, и было так: "Вот если Ильинский откажется", -- сказал мне Рязанов в 1956 году, -- "тогда сниматься будете вы" (в "Гусарской балладе". -- Авт.). Или предлагали хорошую роль, в случае, если откажется Евгений Леонов". Но при этом Михаил Иванович всегда отличался по отношению к своим коллегам доброжелательностью, никому никогда не завидовал. Недаром на студии о нем как-то обронили: "Сплав философии и юмора". У Пуговкина и свое отношение к зрителям, ведь он, как никто другой из актерской братии, много ездил с творческими вечерами и встречами. "Мне знакомый артист как-то с укоризной сказал: "Старик, ты слишком доступный. Это неправильно". -- "Нет, это правильно, -- ответил я ему, -- я никогда не буду голодным, меня зрители всегда накормят, иногда -- и напоят". Популярность его часто доходила до анекдотичности. Однажды, увидев, что к нему в машину садится актер, таксист, улыбаясь, сказал: "Я вас сразу узнал. Вы в кино всегда играете Пуговкина".

Сейчас Михаилу Ивановичу ради хлеба насущного чаще приходится играть в рекламных клипах. Так, он часто вспоминает один сюжет, где играл с Ольгой Аросевой. Его герой, пролезая через толпу в очереди, кричал ей: "Мадам, как увидел ваши глазки, захотелось мне колбаски".

ГОРШОК ФАСОЛЕВОГО СУПА НА СВАДЬБУ

У Пуговкина собралась большая семья, ведь он третий раз женат, и к его дочери присоединились дети его жен, потом внуки и уже правнуки. И со всеми у него распрекрасные отношения. Первой его женой была однокурсница по студии МХАТа Надежда Надеждина. Вот как он описывает те годы: "Свадьбу отгуляли вдвоем в общежитии, сварив горшок фасолевого супа. По распределению уехали на Север. Там в 1948 году родилась дочь Алена, которая и сейчас живет в Москве, работает в Баумановском райисполкоме". Жили они, как кочевники, переезжая из театра в театр, из комнаты в комнату, и, прожив двенадцать лет, расстались. Михаил Иванович решил уехать в Москву и, продав свою единственную ценность -- лайковые перчатки, -- купил билет на поезд. А уже в вагоне на замерзшем стекле написал: "Михаил Иванович, ты начинаешь новую жизнь!" (таких "новых" жизней-периодов сегодня он насчитывает четыре). Эта его установка действительно быстро реализовалась. В Москве он стал играть в Театре киноактера, и на него посыпались роли, признание и слава.

Со второй женой, известной эстрадной певицей Александрой Лукьянченко, которая была старше его, он прожил 32 года. А встретились они на ее концерте, где Пуговкин был ведущим. В то время он был бесшабашным холостяком, а она состояла в счастливом браке со своим аккомпаниатором, имела двух уже замужних дочерей. Возник роман, который поначалу, чтобы не огорчать близких, они скрывали, но потом Александра Николаевна, оставив сцену, мужа и шикарную квартиру в центре Москвы, поселилась в коммунальной двадцатиметровой комнате Пуговкина. Конечно, были сложности с ее дочерьми, но со временем их убедили теплые и замечательные отношения мамы и ее нового мужа. Пуговкин овдовел весной 1991 года. Чтобы выйти из тяжелого состояния, он согласился на озвучивание нового фильма в Ялте. Там, на знаменитой набережной, к нему подошла давняя знакомая -- сестра его друга, актера Юрия Медведева, администратор местного общества "Знание" Ирина Константиновна Лаврова. Она помогла ему организовать выступления и творческие вечера в Крыму, устроила его быт, окружила вниманием и заботой. Вскоре они поженились, и Пуговкин остался в Ялте.

Этот город в жизни Михаила Пуговкина занимает особое место. Ведь на своей любимой Ялтинской киностудии он снялся в двадцати шести фильмах, а многие картины других студий также снимались в Крыму. И когда журналисты спрашивали, почему он переехал в Ялту, актер говорил: "Голливудские артисты такого ранга, как я, имеют свои острова, а я рад иметь свой "полуостров Крым".

В 1999 году он сыграл в своем 99-м фильме у Александра Абдулова в "Бременских музыкантах". Вот как об этом вспоминает режиссер: "Я все не мог понять, куда он исчез: ведь на экране мелькали старые фильмы. Попав в Ялту на его юбилей, я подошел к Михаилу Ивановичу и предложил роль Короля. Скажу честно, мне говорили, что он в плохой форме и не стоит его снимать, но я для себя решил, что если будет фильм, то Королем будет только он и никто другой. Съемки были тяжелые: ночные, в непогоду, даже молодые валились с ног. Но когда я подходил к нему и предлагал машину, чтобы он уехал отдыхать, Михаил Иванович неизменно говорил: "Я остаюсь" -- и сидел терпеливо, без тени недовольства. И даже если до него не доходила очередь, после того как он промаялся сутки на площадке, я не слышал от него ни одного упрека. Его боготворили. Вся съемочная группа была в него влюблена. Должен заметить, партнер он роскошный". Тогда же Абдулов предложил Пуговкину возвратиться в Москву и пообещал помочь. Оторванность от кинематографической среды (ялтинская киностудия, к сожалению, практически остановилась) и некоторые бытовые проблемы уже подготовили Михаила Ивановича к этой мысли. Заботы Абдулова увенчались успехом -- в московской мэрии сказали: "Наше достояние будем возвращать в Москву!" и предложили Пуговкину освободившуюся квартиру в знаменитом актерском доме.

В этом году, накануне 80-летия, легендарный Пуговкин снялся в своем сотом фильме. Cвою хорошую физическую форму артист объясняет двумя обстоятельствами: он не курит и много ходит. А еще "король комедии" убежден: "Самое интересное в жизни человека начинается после семидесяти пяти лет".