1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №154 (1499) за 14.07.2003

КРАКОВ, Я ВЕРНУСЬ!

В Кракове я был в 2000 году. Два часа проездом из Варшавы в Киев. Этого времени оказалось достаточно, чтобы понять -- сюда нужно будет снова обязательно приехать. Пришел май 2003 года, окончательно стало ясно, что через несколько месяцев для украинцев грядет визовый режим. Отступать некуда, и мы едем в первую столицу Польши.

ДОРОГА

Вообще-то дорога туда -- это отдельная история. Есть множество способов попасть в Польшу, но для "средне-среднего класса", коим является украинский журналист, больше всего подходит "на перекладных".

Фирменный поезд "Киев--Львов" едет 9 часов. Ранним утром мы прибываем в столицу Галичины. По неписаному правилу советской городской планировки, железнодорожный и автобусный вокзалы непременно должны находиться на противоположных концах города, поэтому ищем такси. Водители "ломят" намерено -- по 20 грн. Приходится отойти несколько сотен метров в сторону центра -- и цена падает вдвое. Пока едем на автовокзал, осматриваем окрестности. Львов -- красивый и одновременно недопустимо "обшарпанный". "Господаря немає", -- откликается на наши замечания таксист-частник, попутно стараясь не угодить в дорожные ухабы.

На автовокзале садимся на автобус до польского Перемышля. Это восемьдесят километров от Львова. По дороге к нам подсаживаются группки женщин с большими сумками в руках, а некоторые, несмотря на теплую погоду, еще и в плащах. Это так называемые "мрувки" (муравьи), промышляющие торговлей сигаретами и водкой. У наших соседей сей "стратегический" товар стоит в три раза дороже. Вот и носятся через границу по два-три раза в день наши и польские "контрабандисты". День таскания под плащом сигаретных блоков может принести $20--30, что для не самой богатой Галичины составляет приличную сумму.

Таможня и "мрувки" уже изучили друг друга досконально. На подъезде к границе женщины выпытывают у вновь подсевших, кто на контроле у поляков. "Белая Бася, Белая Бася", -- понеслось по салону. По лицам "заробітчан" было видно, что это не очень хорошо.

Но выяснилось, что для них все не так страшно. Украинские службы прошли без проблем. Белой Басей (если это была она) оказалась миловидная блондинка -- офицер Стражи Пограничнэй. Я бы сказал, классическая полька. Она пропустила всех... кроме нас. Видно в этой толпе "сигаретоносов" мы оказались подозрительными белыми воронами.

"Зачем вы едете в Польшу?" -- "Туристы, в Краков".
"Если вы туристы, то где ваши рюкзаки?" -- "Мы едем на три дня". И т.д.
За время разговора мы:
а) дважды показывали содержимое нашей небольшой сумки;
б) предоставляли к осмотру деньги из расчета 100 злотых в день;
в) били себя в грудь, давая понять, что мы не шпионы.

Это подействовало -- извинившись, пани офицер поставила штампы в загранпаспортах, предоставив нам право въезда на территорию Жечипосполитэй Польски. А потом пришли таможенники и завернули половину челночников назад на родину. Вводятся нормы Евросоюза, и польские службы начинают "звереть".

Первое впечатление по пересечении границы -- непривычно ровные дороги. Ведь наши "американские горки" тянутся до самых "ворот родины". За десять минут доезжаем до центра Перемышля. Меняем деньги (1 грн. = 0,7 злотых) и берем билеты на поезд до Кракова.

Первое, на что обращаешь внимание, разглядывая пейзажи за окном, -- отсутствие резкого перерыва между населенными пунктами. Кажется, что зеленый, аккуратный городок тянется через всю страну. Видимо, в центральной Европе полностью реализовался тезис Карла Маркса о стирании грани между селом и городом. В селах возле домов мало огородов. Палисадники, декоративные деревья -- сколько угодно. Наверное, люди достаточно зарабатывают, чтобы еще и на поле горбатиться. И еще почему-то в Польше даже дикая природа кажется ухоженной.

НА МЕСТЕ

При выходе из здания вокзала в Кракове путешественника встречают... развалины, очень похожие на бывший бессарабский квартал в Киеве. Как мы потом узнали из местных газет, у этого "наследия социализма" и судьба подобная. Только недавно городские власти нашли инвестора, и вскоре там будет построен местный торгово-развлекательный "квадрат" -- "Новый город". На момент нашего пребывания те же власти отчаянно торговались со спонсорами за размещение в нем социально-культурных объектов. Странные, создают себе дополнительные проблемы, не хотят, чтобы в центре стоял простой супермаркет...

Вынужден еще раз прибегнуть к цитате из бородатого классика, изрекшего когда-то: "Иностранный язык -- оружие в жизненной борьбе". Это самое оружие плюс интернет помогли мне найти ночлег в Кракове по цене 30 грн. за сутки. В Киеве таких цен нет давно. У самого выхода из краковского вокзала приезжего окружают представители местного квартирного бизнеса. Очень похожи на наших тетенек, "вещающих" на киевской привокзальной площади: "Квартира, квартира". Единственная разница -- им не приходится бегать от полиции, так как занятие это абсолютно легальное. Минимальная цена -- 60 грн./сутки (у нас, как минимум, 80 грн.).

У одной из таких "тетенек" -- пани Зофьи -- мы и поселились. Еще когда ехали, то заметили, что большинство домов в доль дорог обвешаны разными вывесками -- мелкий и средний бизнес в стране поощряется. Пани Зофья вместе с мужем содержат частный отельчик, где мы и жили. По киевским меркам, где-то в районе Оболони. Но так как Краков -- город достаточно компактный (800 тыс. человек), до центра можно добраться за 20 минут на трамвайчике.

Уменьшительно-смягчительная характеристика всего, что ездит по польским дорогам и рельсам, постоянно приходила на ум. Такое ощущение, что находишься на детсадовской транспортной площадке -- настолько все "мелкое". Однако "справно" работающее! Узкие краковские трамваи "гонят" быстрее наших раза в два. Так как электричество у них решено экономить, то двери открываются только если нажмешь кнопку (внутри или снаружи). А мы, по неопытности своей, долго не могли "въехать", почему перед нами не открыли двери трамвая. Пришлось бежать к другим дверям, ловя на себе недоуменные взгляды пассажиров. Кстати, этот вид транспорта здесь "сокращать" никто не собирается.

Самый дешевый билет на все его виды стоит 3 грн. Контролеров мы не видели ни разу, но решили не рисковать -- штраф почти 100 гривен. Причем такие уловки, как у нас, типа "только вошел", "нет денег" или просто "да пошел ты", там не пройдут. Блокируются двери, выпускаются все, кроме "зайца", и по рации вызывается полиция. Но, говорят, что как и у нас, без квитанции можно договориться за пол-суммы...

А в дорожных потоках ежеминутно встречаются шустрые авто-малыши. Фиаты "Чинквеченто" -- модернизированные родственники нашего горбатого "Запорожца", который, как известно, тоже был "срисован" в свое время с итальянского прототипа. В Польше построен филиал концерна, поэтому многие поляки обзавелись такими машинками. При зарплате в $400--500 это действительно не роскошь. "Поляк может иметь дырки в зубе, и в носке, но обязательно имеет пса, видеомагнитофон и автомобиль", -- смаковал как-то особенности национального характера один варшавский журнал.

ГОРОД

Краков -- это польская туристическая Мекка. Есть негласное разделение: современная, космополитическая Варшава и средневековый, культуроцентричный Краков. Многие говорят, что после Кракова в Варшаве просто нечего делать. Это, конечно, не так, в столице тоже много интересного, но все же... Пожалуй, главная причина такой ситуации -- недавняя история. Во время варшавского восстания 1944 года немцы камня на камне не оставили от "Старувки" -- исторического центра Варшавы. Он, естественно, восстановлен по крупицам, но теперь это скорее имитация. Несмотря на все, краковяки недолюбливают Варшаву. Так, наверное, харьковчане относятся к Киеву, никогда не упуская возможности напомнить, где была первая столица УССР. Историческая ревность.

Центральная площадь города называется "Рынэк Глувны" -- Главный Рынок. Но базара там нет, наверное был в 1257 году, во времена своего основания. Громадный квадрат, вымощенный брусчаткой, от углов которого расходятся узкие улочки. Мы шли по ним и, кажется, не могли найти здание моложе XVII века. А когда-то по этим улицам, по так называемой Королевской дороге, проезжали короли, прибывавшие в город. Они направлялись в местный "Кремль", сердце польской государственности -- королевский дворцовый комплекс Вавель. Иногда мне кажется, что Украине очень не хватает такого "сердца"...

В начале Королевской дороги, на Флорианской улице, находится, как шутят местные жители, самый красивый в Польше "Макдональдс". Если турист голоден -- для него это тоже достопримечательность. Также на этой улице в разное время жили художник Ян Матейко, императоры Франц Иосиф и Александр II, писатель Оноре де Бальзак...

На соседней улице находится дом-музей княжат Чарторыйских. Среди бесконечного количества "интересностей" там живет одна знаменитая дама, ставшая визитной карточкой города. Это "Дама с горностаем" Леонардо да Винчи. "Картину повезли в Лос-Анджелес -- америкосам показывать, но, судя по афише, в июне она вернется на родину", -- написал на сайте www.krakow.ru один турист. Так что мы ее тоже не увидели.

Вообще все, что находится в центре, так или иначе предназначено для туристов. Музеи, костелы, кафе, сувенирные лавки и прочая, прочая. Ну и дух города, который очень цепко держится старых улиц, несмотря на вавивлонское столпотворение. Единственное, чего не следует забывать, -- Краков не терпит суеты. Иногда, чем галопом бегать по городу, лучше посидеть "за пивом" (очень, кстати, неплохим) на одной из ресторанных площадок, называемых здесь ласковым словом "огрудек" (садик). А не хочется пива -- можно попробовать сногсшибательные пончики с вареньем из лепестков роз. Я вообще считаю, что эти традиционные кушанья -- кулинарный "якорь", приковывающий человека к городу. Необходимый же минимум для знакомства с Краковом -- 5--6 дней, которых у нас, увы, не было.

Кажется, что приехавших поглазеть на этот туристический рай больше, чем местных жителей. Чаще всего довелось слышать немецкую и русскую речь. Были и "советско-задорновские" типажи в спортивных штанах, с золотыми цепярами на шеях. Откуда -- говорить не буду, дабы никого не обидеть. Судя по акценту, не из Украины.

Вообще-то считается, что поляки плохо относятся к украинцам. Согласно опросам, хуже они относятся только к цыганам. К тому же, сейчас в Польше время "обходов", связанных с событиями на Волыни. Так вот, за время пребывания в этой стране мы ни разу не сталкивались с предвзятым отношением к нам. Только радушное и приветливое (случай на границе опускаем -- там еще не Польша). Или они очень хорошо маскируются, или это все "вылазит" только в общении между своими...

Мы были в Польше накануне референдума по вступлению в Евросоюз. Кажется, об этом говорили все. Как-то, под конец пребывания в городе, я зашел в переполненный костел и "ошалел". Стоя на амвоне, ксендз вопрошал у паствы, соответствуют ли ценности Евросоюза польским представлениям о христианской общности. Ни говоря ни "да", ни "нет", он тонко намекал -- десять раз все взвесьте, братья и сестры. Не помню, чтобы у нас какой-нибудь батюшка озаботился в проповеди вопросами СНГ или ГУУАМ...

Три дня, выделенные на туристическое "разграбление" города, прошли. Впереди был не самый простой путь домой. Но одно я знаю точно -- в такие города, как Краков, Париж или Киев (несмотря на "успешную" борьбу с историческим центром) нужно ездить минимум раз в год. "Для отдохновения души". Так что свое обещание, вынесенное в заголовок, я обязательно сдержу.