1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №155 (1500) за 15.07.2003

ПИРАТСТВО ФОРЕВЕР

Помните анекдот: "Встречаются два музыканта. "Ты знаешь, я выпустил компакт-диск", -- говорит один. -- "Знаю, я вчера купил", -- отвечает другой. -- "Так это был ты"?

Это был самый веселый момент "дискуссии" по проблемам аудиопиратства в Украине, состоявшейся по инициативе двух крупных рекординговых компаний. Кстати, это любимый анекдот Святослава Вакарчука, лидера группы "Океан Ельзи". Он вовсе не был "свадебным генералом", поскольку одним из поводов для встречи с журналистами гендиректор компании "Lavina Music" Эдуард Клим назвал выпуск в Москве пиратского тиража альбома "Суперсиметрія". А основным поводом стало обнародование IFPI (Международная федерация звукозаписывающей индустрии) отчета "Коммерческое музыкальное пиратство-2003", в котором приведены шокирующие данные. В десятку стран-лидеров -- после Бразилии, Китая и Мексики -- вошли Россия (шестая позиция) и Украина ("почетное" десятое место). Каждый третий CD на мировом музыкальном рынке -- поддельный. Объем их продаж возрос на 7% и составил $4,6 млрд. "Наша индустрия вложила солидные ресурсы в борьбу с пиратством, но наши собственные стратегии критически зависят от помощи правительства. В первую очередь, мы нуждаемся в современном законодательстве охраны авторского права и смежных прав и надлежащем его правоприменении. Музыкальное пиратство является серьезной организованной преступностью, которая может быть блокирована только тогда, когда суды получат серьезные устрашающие средства взыскания" (Джей Берман, Президент IFPI).

Если представить себе феномен пиратства в виде треугольника, скорее всего он будет равнобедренным или равносторонним. Одну вершину займет производитель (сиречь, рекординговая компания), на другой окажется исполнитель, на третьей -- покупатель. Попытаемся рассмотреть проблему с трех сторон и выяснить, кому контрафакт наносит наибольший вред, а кому он выгоден.

Артист. Как ни странно, на первом этапе раскрутки пиратство приносит артисту скорее пользу, чем вред. Судите сами: у никому неизвестного исполнителя появилась хорошая песня или альбом. В условиях полного отсутствия продюсеринга в нашей отдельно взятой от шоу-бизнеса стране оплатить его промоушн способен далеко не каждый лейбл. И тут нельзя придумать ничего лучше, чем продать свой продукт пиратам. Не удивляйтесь, многие именно так и делают. Но как только достигнутый уровень популярности делает рентабельным производство и продажу альбомов исполнителя, он автоматически переходит в категорию борцов против пиратства.

Сегодня в Украине единицы "пиратируемых": группы "Vопли Vидоплясова", "Океан Ельзи", Андрей Данилко... А уж фирменных -- вся Петровка. Кстати, наверное, не зря ходят слухи, что на самом деле контрафактный бизнес контролируется серьезными людьми из высших эшелонов власти. А иначе -- неужели до сих пор не прикрыли бы процветающий рынок, на котором есть даже то, чего вы не хотите?

Рекординг. Тут, как говорится, все однозначно. Если уж записано и произведено, то почему кто-то должен снимать "сливки" и "пенки"? Андрей Даховский -- представитель компании Ukraian Records, единственного в Украине члена IFPI, рассказал, что еще около 200 лет назад знаменитый писатель Марк Твен возглавил движение в защиту авторских прав коллег-англичан. Результат был достигнут: сенат США принял соответствующий билль. В Украине тоже принят аналогичный закон. Но, в отличие от заокеанской страны мечты, он существует только на бумаге. А защита интеллектуальной собственности по-прежнему остается делом самого владельца. И коль скоро национальные особенности пиратства таковы, что отечественные исполнители не являются лакомыми объектами подделки, претензии международного сообщества к Украине вполне обоснованны. Чего стоит случай, когда альбом Мадонны "Music" вышел у нас на две недели раньше официального релиза!

"Мы знаем, кто выпустил в Москве пиратский тираж альбома "Суперсиметрія" (его трудно отличить от оригинала, даже наши выходные данные указаны), -- сказал Эдуард Клим. -- Явление пиратства только на первый взгляд такое эфемерное. На самом деле эти структуры, которые не платят налогов и не делают авторских отчислений, вывозят капитал из страны. У нас мало популярных артистов именно потому, что мало денег в бизнесе".

Тему живо развил Святослав Вакарчук: "Мне вообще не понятно употребление словосочетания "шоу-бизнес" по отношению к Украине. Бизнес -- это когда вложенные деньги дают доход. А если 80% так называемых спонсорских средств уходят в песок -- это не бизнес. Мне не нужны спонсоры: я могу прокормить себя и свою семью. Но если не будет пиратов, сделаю это в пять раз лучше! Уже года три я вообще не покупаю пиратские диски".

"А у меня -- большая коллекция, -- сказал Андрей Даховский. -- Особенно интересны компакты, на которых вместо дуэта "Тату" поют абсолютно другие девочки, а вместо фирмачей играют украинские музыканты или в одном сборнике присутствуют альбомы "Воплей" и "Океана" (по принципу "лохи все съедят")...

"Пиратство будет всегда и везде, вопрос только -- на каком уровне, -- продолжил г-н Клим. -- В Украине существует единственное подразделение по защите интеллектуальной собственности при МВД. Но прозрачности нашей границы сегодня пиратам выгоднее заказать тиражи в России, где работает более 20 заводов, а реализовать в Украине".

Слово меломана. "А мне что делать? Отказаться от музыки? Или кто-то из нас сегодня может себе позволить покупать лицензионные диски? Да вся моя коллекция собрана только благодаря этим самым треклятым пиратам! И не надо утверждать, что студенту под силу купить "настоящее". Это при нашей-то стипендии? Да и родители не очень-то разгонятся с нашими-то зарплатами. Если уж на то пошло -- у нас вся жизнь какая-то пиратская".

P.S. Пример Болгарии, где закрыли все производственные мощности, выпускавшие диски, почему-то не очень греет. Где теперь их артисты? Кому из мировых лейблов выгодно их раскручивать? И будут ли они заинтересованы наших поднимать? Ответы на эти вопросы пока не предвидятся...