1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №158 (1503) за 18.07.2003

ИЗ ДВОЕЧНИКОВ В ОТЛИЧНИКИ ПРИ ПОМОЩИ... ФАНТАЗИИ

Почему нормальный ребенок, отлично владеющий родным языком, в состоянии пересказать во всех подробностях увлекательный фильм, в школе превращается в "тупого" двоечника, который не может запомнить даже простенького четверостишья? По убеждению учителя киевской школы эйдетики Евгения Антощука, у такого подростка отнюдь не плохая память -- он просто не умеет ее использовать. Вместо того, чтобы заучивать необходимую информацию, ее нужно просто... представить.

ВСЕ СОЛЬ... В ОКОЛЕСИЦЕ

"Розовый слон сел на тарелку с крыльями и полетел на пляж. Там загорали пингвины..." Подобную околесицу можно услышать на уроках Евгения Всеволодовича. В это сложно поверить, но именно так, сочиняя подобные истории, его ученики усваивают просто фантастические объемы информации.

-- Все мы знаем, что из монотонно звучащего потока информации человек способен запомнить лишь малую часть, -- говорит Евгений Антощук. -- Вот здесь и может прийти на помощь эйдетика -- игровая методика запоминания информации с помощью фантазии, которая присуща всем без исключения людям. Своих учеников я прошу "оживить" слова, которые требуется запомнить, и связать их в необычную историю. Очень важно следующее: чем парадоксальней будет придуманная история, тем лучше окажется результат.

Много лет наш собеседник, выпускник Киевского политехнического института, был весьма далек от психологии -- работал на столичном заводе "Арсенал". Крутой поворот в его жизни произошел в Москве, куда он по совету приятеля отправился на курсы улучшения памяти к профессору Матюгину. Результаты превзошли все его ожидания. Не прилагая ни малейших усилий, он за короткий срок запомнил больше сотни продиктованных слов, причем, в строгой последовательности. В Киев Евгений Всеволодович вернулся переполняемый энтузиазмом и желанием обучить необычной науке своих соотечественников. Он понял одно: человек способен запомнить лишь то, что четко "нарисует" в своем воображении. Именно этим объясняется тот факт, что 70% информации, которую используем в повседневной жизни, мы восприняли в первые семь лет жизни.

Сегодня опытные инструкторы по эйдетике работают не только в нескольких школах столицы, но и в учебных заведениях Ивано-Франковска, Винницы, Днепропетровска. Есть не только книги, посвященные этому разделу психологии, но и компакт-диски, позволяющие в интерактивном режиме развивать возможности памяти.

"СУМАСШЕДШИЕ" ПОЛИГЛОТЫ

"...Наиболее радостной была моя встреча с "Английским самоучителем" профессора Мейендорфа, -- писал Корней Чуковский в своей книге "Серебряный герб". -- Я ощущал себя безмерно счастливым, когда опять на ее страницах видел немых певцов и одноглазых теток, покупающих в пекарне канареек и буйволов. Я по сей день благодарен этому чудаку Мейендорфу -- если бы не его "сумасшедший" учебник, я бы никогда не смог читать в оригинале ни Шекспира, ни Вильяма Блейка, ни других гениальных английских поэтов, которых полюбил на всю жизнь". Упомянутый учебник, построенный на образах и ассоциациях, дал возможность российскому классику быстро и без особых усилий запомнить огромное количество иностранных слов и выражений.

Увы, история не сохранила фамилии автора удивительной методики. Однако описание одного из первых научных исследований, посвященных ей, можно найти в статьях профессора Аткинсона и группы его помощников, которые в Стенфордском университете провели любопытный эксперимент. Англоязычным студентам было предложено запомнить русские слова, используя фонетические ассоциации. Успех был поразителен.

-- В дошкольном возрасте звучание каждого слова сопровождается у ребенка ярким образным значением, поэтому оно запоминается без каких-либо усилий, -- говорит Евгений Антощук. -- Так, например, малыши Западной Украины, играя, усваивают одновременно украинский, польский и венгерский языки.

Наш герой уверен, что любому взрослому человеку можно вернуть легкость "детского" усвоения иностранных языков. Доказательство тому -- его разновозрастные воспитанники, усваивающие на протяжении занятия до... 150 незнакомых иностранных слов. И все это без какой-либо "зубрежки". Как это происходит? Скажем, вьетнамский иероглиф, обозначающий ворота, звучит "мон". Вы запомните его на всю жизнь, представив, как из открытых ворот высыпаются золотые монеты. А вот знак, обозначающий реку, соответствует украинскому слову "кава". Почему бы не вообразить бушующие горные потоки, состоящие из ароматного кофе? Немецкое слово birke (береза) навсегда врежется в память, если представить дерево, увешанное яркими бирками с названиями разных фирм.

ТРЕНИРОВКА ПАМЯТИ ЛЕДЯНЫМ ОГНЕМ

То, что память любит тренировку, знают многие. Как это сделать наиболее эффективно? "Бросьте на стол не более десяти спичек или горошин, -- советует Евгений Всеволодович, -- посмотрите на них не более секунды, а затем закройте глаза и попытайтесь сосчитать или нарисовать их расположение. Это упражнение следует делать несколько раз в день, все время увеличивая количество предметов. Можно тренировать память и с помощью витрин магазинов, мимо которых проходите. Нужно лишь пытаться вспомнить что и где размещено после мимолетного взгляда на выставленные товары.

Хорошо развивает память и рисование... обеими руками одновременно. По словам Антощука, уже после 4--5 попыток, вы не только справитесь с этим заданием, но и с удивлением начнете замечать, что стало гораздо легче конспектировать лекции, поскольку представлять то, о чем идет речь, стало гораздо проще.

Есть еще один очень простой способ развить фантазию. Написав на листе бумаги список слов (не менее тридцати), нужно придумать каждому из них качество, которого на самом деле не может быть: "хлебная чашка", "ледяной огонь", "сладкий зонтик" и прочее. Главное при этом -- не придумывать неприятных сочетаний, вызывающих негативные эмоций.

Имея большой опыт общения с 6--7-летними детьми, Евгений Всеволодович пришел к выводу, что большинство из них не готовы к школе. И дело вовсе не в том, умеет ли будущий первоклассник читать и считать. Вся проблема в неумении малыша правильно усваивать большие объемы информации, которые неизбежно обрушатся на него в первый же год "взрослой" жизни. Поэтому на помощь им должны прийти родители.