1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №158 (1503) за 18.07.2003

НА ПУСТОЙ БУТЫЛКЕ ДЕЛАЮТСЯ МИЛЛИОНЫ

Уже давно мной овладел интерес -- выяснить систему приема стеклотары в Киеве. Даже совершенно непьющий человек и тот заметит, что столицу наводнили стихийные "бутылочные" пункты, принимающие тару по совершенно смешным ценам. Когда приступал к разгадке "ребуса", у меня и в мыслях не было, что ворочает "стеклобизнесом" с миллионным оборотом бабуля-"божий одуванчик". Хотя все по порядку...

БУТЫЛОЧНЫЙ "КЛОНДАЙК" У ГОРОДСКОГО КЛАДБИЩА

Еще не изгладились в памяти пункты приема стеклотары советского времени. Надо отдать должное -- там был порядок, соответствующий законодательству. В первую очередь это касалось минимальной цены принимаемой бутылки. Что же мы имеем сейчас? Оговорюсь, что в дальнейшем речь пойдет не об официально зарегистрированных пунктах, коих очень немного. Наряду с ними, значительно превосходя по количеству, по Киеву и области разбросаны, исчезая в одном месте и появляясь в другом, около 300 незаконных пунктов. Как удалось выяснить, года два тому назад организовал это дело, захватив в нем монополию, некий господин Копалов (фамилия изменена).

Спонтанные пункты приема стеклотары легко узнаются по "внешнему виду": полная антисанитария, сотня-другая ящиков, пару десятков бутылок, на которых висят ценники. Эту картину украшают два-три зачуханных приемщика, обычно набираемых из числа бомжей или нелегалов-иностранцев. И не надейтесь получить от них какие-либо бумаги, подтверждающие правомочность деятельности. На эти "точки" нет разрешения ни горгосадминистрации, ни санитарной станции, ни пожарных, а тем паче налоговых органов. Каждая такая "точка", к слову, имеет на бутылках тысячу-полторы гривен в день. А если помножить это на количество подобных пунктов, которых в Киеве больше сотни?! Сумма получается более чем приличная. Принятая стеклотара затем свозится на единственный для этой "продукции" в городе склад -- недалеко от одного из столичных кладбищ. Складские помещения, кстати, принадлежат исследовательскому институту.

Арендует же этот бутылочный "клондайк", согласно документам, Софья Васильевна -- преклонных лет бабуля, практически не выходящая из дому в силу слабости здоровья. Да она, понятно, и не подозревает, что "крутит" миллионами. Дело в том, что сыном ее является тот самый Копалов. В "бутылочном бизнесе" он как бы и не участвует -- ни в каких документах его имя не высвечивается, -- зато имеет нотариально заверенную доверенность на оказание правовых услуг своей матери. Все это следует из документов, с которыми, по моей настоятельной просьбе, ознакомили в налоговой инспекции Подольского района столицы.

Что же собой представляет этот склад? Примерный объем тары на нем в этом году -- на миллион-полтора гривен. По сравнению с прошлым годом он вырос, поскольку за это время у господина Копалова появилась "крыша" -- некий довольно высокий покровитель. На этом скопище пустой тары, в пыли и грязи три десятка грузчиков-бомжей сортируют бутылки и загружают ими фуры. А те, в свою очередь, прямой наводкой идут либо в подпольные цеха, либо на легальные небольшие заводики, где во вторую и третью смены производят "левую" ликеро-водочную продукцию. Стоит сказать, что ни один приличный, "уважающий себя" ликеро-водочный завод в Украине не работает с вторичной тарой. Бутылки заказываются на отечественных предприятиях, а иные -- и вовсе за границей.

Итак, чем же "хорош" нелегальный бутылочный бизнес, который, ни много ни мало, "обеспечивает" колоссальный подрыв экономики страны. Разложим все по пунктам...

УЧРЕДИТЕЛЯМИ ФИРМ СТАНОВЯТСЯ БОМЖИ

В сфере незаконной сети приема стеклотары в Киеве работают люди, количество которых равно штату среднего завода. Причем трудятся они, не состоя при этом ни с кем и ни в каких трудовых соглашениях. Естественно, ни о каких налогах и уплате в Пенсионный фонд не может быть и речи.

Этот бизнес, поставляя тару для подпольных цехов, полной мерой питает теневую экономику. Ибо подобная фальсифицированная продукция идет мимо акциза.

Незаконный вторичный оборот пустых бутылок выбивает почву из под ног производителей заводской стеклотары. Они попросту не получают сырья, коим является "отработанная" тара -- стеклобой. В результате отлично оснащенные стекольные заводы, на каждом из которых работают по две-три тысячи человек, простаивают. Плюс к тому страдают крупные бизнесмены -- "ликеро-водочники". Их фирменные бутылки, наполненные "дельцами" при вторичном использовании сомнительным пойлом, дискредитируют марки известных предприятий.

Резонен вопрос, насколько велика прибыль, получаемая организаторами незаконной сети пунктов стеклотары.

Прежде всего ловкачи, подобные господину Копалову, используют себе во благо закрепленную законом упрощенную систему налогообложения -- так называемый единый налог. Это означает, что предприниматель не обязан вести документооборот -- достаточно количественных параметров. То есть человек может работать в двух-трех местах, показывая реальный оборот частного предпринимателя, например, в 10 тысяч гривен, и при этом на складе держа товар на миллион, проворачивая его за неделю. Речь идет о "реализации со склада". Примерная прибыль в день достигает 10--20 тысяч гривен.

На незаконных пунктах нет единого тарифа на обменную тару. Как правило, там принимаются бутылки по 5 копеек за штуку. На заводе же их принимают по 20 копеек. Разницу в 15 копеек дельцы "прячут". Как? Через целую сеть ими же созданных фиктивных и буферных предприятий. Подробно описывать этот механизм не имеет смысла, ибо это займет не одну газетную полосу.

Что касается необходимых в таком процессе фиктивных предприятий, то понятно, что здравомыслящий "бутылочный бизнесмен" регистрировать их на себя не будет. Он найдет подставных лиц. Чаще всего в таком качестве выступают малоимущие люди, у которых под тем или иным предлогом берут "в залог" паспорт. Так, как получилось с многодетной киевлянкой М. Приходит женщина оформлять субсидию в налоговую инспекцию, а там, к своему величайшему изумлению, узнает, что она зарегистрирована как частный предприниматель. Тут-то бедняга и вспомнила, что пару месяцев тому назад отдала на время паспорт малознакомым людям, дабы заработать детям копейку на школу и еду.

Второй недавний пример. Тормознули налоговики грузовик со стеклотарой, проверили документы, в которых значится некое предприятие. И тут оказывается, что учредителем его является мужчина весьма преклонных лет, что достаточно подозрительно. Проверили и выяснили, что "хозяин" фирмы уже давно бомжует. Потом он вспомнил, что когда -- это было совсем недолго -- работал приемщиком стеклотары, "боссы" взяли у него в залог паспорт. Документа своего мужик больше не видел. Зато налоговикам стало ясно, в какое дело пустили дельцы паспорт.

И таких примеров масса. Пострадавшие "учредители" предприятий потом ищут правду во всевозможных инстанциях. Но, увы, -- количество жертв не уменьшается.

А тем временем в разные регионы Украины отматывают километры грузовики со стеклотарой. Кстати, водители, получающие в день по 15--20 гривен, "пашут" на своих хозяев безо всяких трудовых соглашений. Машины же зарегистрированы на простых физических лиц, которые за определенную плату отдали их в аренду. Само собой, что никаких лицензий на право заниматься автоперевозками нет и в помине.

Машины с нетерпением ждут на подпольных заводах. И не только на подпольных. Так, в Днепропетровской области накрыли один из официальных ликеро-водочных заводов. Там в четвертую рабочую смену пойло разливали по доставленным "несвежим" бутылкам, а затем мастер клеил на них фальшивые акцизные марки. Хотя, согласно документам, завод в это время не работал. Еще бы! Значься в документах наличие бутылок, то надо было бы показать и оборот. Следом за этим -- заплатить налоги. А так прибыль идет себе в карман. Вся изготовленная таким образом продукция хранится на складе, где-нибудь подальше. Туда приезжают такие же "бизнесмены", вывозят продукцию на киевские рынки, где "толкают" ее по 2,5 гривни за бутылку, вместо установленной минимальной цены 5,5 гривни. Кроме того, надо учитывать еще одно обстоятельство. Завод, наполняя тару водкой, вряд ли досконально придерживается технологии -- где-то на спирте сэкономит, где-то еще "сшельмует"... А в результате это сказывается на здоровье потребителей.

Под стать заводу в Днепропетровской области оказалось и одно из ликеро-водочных предприятий в Харьковской. Налоговики, прибывшие туда с инспекцией, обнаружили вблизи него склад с бутылками. Причем товара этого на складе -- без малого на миллион долларов. Стали искать хозяина "сокровищ", а его нет. И на заводе заявляют: не наше, дескать, и все. Можно себе представить, на какие прибыли рассчитан этот "бизнес", если с такой легкостью отказываются от миллиона долларов.

БОРЬБА С КОНКУРЕНТАМИ -- СВЯТОЕ ДЕЛО

Еще один аспект деятельности теневых "бутылочных дельцов" -- борьба с конкурентами, трудящимися в этой сфере официально, на законных основаниях. В Киеве немало предпринимателей, которые работают со слабоалкогольной и безалкогольной продукцией, имея по городу развернутую сеть мелких магазинов и киосков. Чтобы избежать неудобств и достичь бесперебойной работы, особенно в летний период, предприниматели должны без задержек доставлять напитки в свои торговые точки. Но на заводах, где они приобретают эту продукцию, подчас выстраиваются огромные очереди. Дабы обойти их, хозяева магазинов и киосков на законных основаниях организовывают у себя точки, где накапливают бутылки, а затем везут их на завод. А там, в обмен на привезенную тару, в том же количестве получают нужную продукцию и без очереди.

Недовольные конкурентами, ряд предпринимателей, во главе все с тем же Копаловым, нашли несложный способ устранения "врагов" -- рассылают негативную информацию о предпринимателях-законниках в налоговые органы. То есть пытаются убрать конкурентов руками государственной структуры. Естественно, те потом ищут защиту опять-таки у налоговиков. Но сколько времени и нервов тратится на выяснения и разбирательства!

А не дай Бог перейти дорогу "Копалову и Ко"! Невольно в таком положении оказались бизнесмены, решившие для своих нужд арендовать тот самый склад, куда со всего города свозится стеклотара. Без особых проблем заплатили за аренду, зарегистрировали склад на себя и тут... Откуда ни возьмись, появляются "бутылочные короли". И не одни, а со своей "крышей". В результате к бизнесменам прибегает директор завода, на территории которого находится склад, и заявляет: "Вон отсюда! Видеть вас не хочу!" Потом, правда, объяснил, что в противном случае "дорогие гости" пригрозили ему увольнением с работы.

Вот такие страсти происходят вокруг безобидной, на первый взгляд, стеклянной бутылки. Кстати, приобретая в магазине напитки, покупатель оплачивает и стоимость непосредственно тары, равной 20 копейкам. И как-то несправедливо выходит, что потом, сдавая бутылку на пункте приема, он получает за нее жалких 5--6 копеек.

P.S. Неужели нельзя навести порядок в этом хаосе, созданном ловкачами? Можно. Причем сделать это нетрудно и без применения палочной системы уголовных дел. Чтобы обезопасить и упорядочить рынок, достаточно решения Кабинета министров или горадминистрации о внесении небольших изменений в старые документы, касающиеся конкретной стоимости бутылки. То есть при приеме пустой бутылки цена должна соответствовать "заводской стоимости". Плюс к этому на пунктах приема установить кассовые аппараты и в обязательном порядке ввести систему бухгалтерского учета. И нелегальный бизнес рухнет сам собой. Ну а пока что древняя Софья Васильевна, ни о чем не ведая, восседает на миллионах, которыми ворочает группа дельцов во главе с ее сыном.