1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №160 (1505) за 21.07.2003

ПЕРВЫМ НА ЛУНУ СТУПИЛ АМЕРИКАНЕЦ,

21 июля -- исторический день: в 1969 году нога человека ступила на спутник Земли -- Луну. Но к превеликому сожалению советского народа и особенно мировых лидеров космонавтики -- советских конструкторов -- нога американского человека. Впереди планеты всей нам не дали пойти амбиции высшего руководства, которое поставило перед собой иные цели.

NASA -- ФИЛИАЛ ГОСПЛАНА СССР

Пожалуй, единственная американская отрасль, последовавшая принципам демократического централизма КПСС -- ракетно-космическая. Прагматичные янки безо всяких колебаний взяли себе на вооружение строжайшую дисциплину в частности, когда перед принятием решения все имеют возможность высказать свое мнение, но после -- обязаны безукоризненно его выполнять. Впрочем, все обучающие ситуационные игры при подготовке менеджеров высочайшей квалификации, тоже были "позаимствованы". Если что-либо брать у своих ракетно-космических конкурентов, так брать -- решили американцы и взяли еще плановость и жесточайший контроль за выполнением принятых решений, создав для этих целей штаб -- NASA.

При создании Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства США, известным всем, как NASA, американцы исходили из того, что только жесткая централизация в вопросах планирования, создания и испытаний ракетно-космической техники позволят ликвидировать отставание от Советов в самой передовой в мире отрасли -- ракетно-космической. А шел тогда всего лишь первый год космической эры -- 1958-ой. Все лучшее, что заложено в централизованном характере управления такой мощной организацией, американские специалисты, как показало время, использовали сполна. Мощная критика в СМИ о создании в США филиала Госплана СССР под видом NASA, не поколебала решимости Президента и Конгресса. Более жесткого планирующего и контролирующего органа в США, так и не появилось до сих пор. Даже Пентагон, по мнению американских военных, проигрывает в части контроля исполнительности.

А теперь самое главное: по размерам финансирования деятельности NASA, которое вело федеральное правительство, бюджет занимал второе место после бюджета Минобороны США.

СОЮЗ ПЫТАЛСЯ ПОХИТИТЬ РАКЕТНЫЙ УМ

Громадные деньги эта отрасль получала всегда. В 1962 году Конгресс США выделил на программу высадки своих граждан на Луну 26 млрд. долл.! И эта сумасшедшая по величине сумма, умноженная на титанические усилия специалистов NASA, использующих методы сетевого планирования с жесточайшим контролем поставки готовых комплектующих от более 20 тысяч фирм-подрядчиков, дала в итоге блестящие результаты: США ликвидировали постоянное отставание от СССР в конце 60-х начале 70-х годов в вопросах исследования космического пространства.

А выполнить Задачу века американцы смогли лишь с помощью немца Вернера фон Брауна -- отца ракеты "ФАУ". На то время, когда он возглавил лунную программу и сумел высадить американского гражданина на поверхность Луны 21 июля 1969 года, уже стал гражданином США.

Кстати, Брауна пытались выкрасть и увезти в СССР, причем эту попытку выполняли не советские спецслужбы, а русские молодые специалисты ракетной техники во главе с будущим замглавного конструктора ракетно-космических систем Борисом Чертком. Она не удалась: Брауна и более сотни первоклассных специалистов перебросили в США. К ним позже присоединились более полутысячи немецких первоклассных ракетных специалистов. До их вмешательства в дело организации испытаний ракет, те падали прямо на старте… Не надо думать, что немецкие специалисты не работали в Союзе: работали и было их не меньше, чем в Штатах, но классом гораздо ниже. Но это тема отдельного разговора.

АКАДЕМИКИ УСТРАИВАЛИ ГЕНСЕКАМ ПУБЛИЧНУЮ ГОЛОВОМОЙКУ

Такой стройной системы централизованного управления и планирования, какая сложилась в США в конце 60-х начале 70-х годов, в СССР не существовало, хотя при Совете Министров был планирующий и координирующий орган -- Военно-промышленная комиссия. Оборонный отдел ЦК КПСС выполнял роль надзирания и контроля, но партийного. Существовал и долгое время эффективно работал Совет главных конструкторов ракетно-космических систем. Им руководил Сергей Королев. Только он умел управлять амбициозными и, безусловно, выдающимися конструкторами и академиками. А другими они быть и не могли, иначе не были бы небожителями.

Те, кто сталкивался в своей жизни с деятельностью академиков в разных областях, не даст соврать: это были непотопляемые личности, способные говорить правду-матку даже Генеральному Секретарю КПСС (при случае). А если характер у этой личности был неуправляемый, то и сделать серьезное замечание и даже устроить ему легкую головомойку, причем принародно, не составляло особого труда: крупных партийных руководителей в стране было достаточно, а гениальных личностей -- наперечет. И они это знали, как и знали то, что сталинские времена канули в лету. Помню, как в начале 1987-го, когда на представительном оперативном совещании по подготовке и пуску центрального ядра советской многоразовой ракетно-космической системы "Энергия", генеральный конструктор Валентин Глушко прямо на совещании отчитал как мальчишку Генсека Михаила Горбачева за отсутствие надлежащего контроля в обеспечении испытаний этой ракеты. Все происходило по телефону из конференц-зала, во время совещания…

Я командовал отдельной инженерно-испытательной частью в течении ряда лет от ее формирования и до пуска "Энергии". Да и появилась эта уникальная часть, способная быть, как стендом (когда ракету удерживают мощные устройства, а конструкторы могут увидеть недостатки и устранить их позже) для проведения огневых и "холодных" (без включения двигателей) испытаний, так и стартом, только благодаря настойчивости Глушко. Такое он поставил условие перед политическим руководством страны: он берется создать советскую многоразовую систему только если построят на космодроме Байконур "Стенд-Старт", который даст возможность получить ракетно-космическую систему не методом бесконечных дорогостоящих пусков, а путем отработки ее изначально на стенде.

Но это было позже, а Королев в свое время не сумел добиться от руководства страны строительства такого стенда, чтоб отработать уникальную сверхтяжелую ракету 11А52, известную в открытой печати как "Н-1", которая была способна выводить на орбиту 100 тонн полезного груза. Она была предназначена для доставки космонавтов на Луну. Но без стендовой отработки четыре таких ракеты взорвались после старта. “В трубу” улетели миллиарды рублей. Программу закрыл сам Глушко.

СОВЕТСКИЕ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКИЕ “КНЯЖЕСТВА” ЖИЛИ В ФЕОДАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ

Вероятно, “лунная” программа имела бы успех, если бы Хрущев не дрогнул в 62-м году: сначала подписал постановление о начале работ по созданию ракеты “Н-1”, а потом приостановил его на стадии эскизного проектирования. Вернулся к нему через два года. Но тем временем американцы ушли далеко вперед: начали проводить программу, предусматривающая двухместный корабль “Джемини”, способный маневрировать в космосе, стыковываться со спутниками и подготовку астронавтов для полета на нем.

А Хрущеву было от чего дрогнуть, в стране в 1962 году начались перебои с хлебом. При этом, он мучительно изыскивал средства на ликвидацию чудовищного отставания от американцев в части стратегических ядерных сил, которое было приблизительно 20:1! Только к 1965 г. СССР сумел сократить это превосходство американцев до 10:1.

Почти никто не знает, что Хрущев, поставил задачу председателю ВПК Сергею Ветошкину: во что бы то ни стало сэкономить на космических исследованиях, хотя бы пару миллионов рублей, чтоб направить их на закупку минеральных удобрений. И эта гонка за поддержание даже такого неважного соотношения в стратегических ядерных силах была многократно дороже пресловутой "лунной". Но борьба за приоритет в космосе была у всех на виду, а об этой высасывающей все средства, которые могли бы пойти на развитие народного хозяйства, знали единицы.

Видные советские военачальники той поры вовсе не были заинтересованы в успехе "лунной" программы, которая не имела прямого отношения к ликвидации отставания от США в военной области. А это означало, что Минобороны не давало ни копейки на строительство всей испытательной инфраструктуры на полигоне Тюра-Там, включая особенно дорогие стартовые комплексы для 105-метровой гигантской ракеты "Н-1".

АМЕРИКАНЦЫ НА ЛУНУ НЕ СОБИРАЛИСЬ

США изначально не собирались в конце 70-х годов высаживать своего гражданина на Луну. Только блестящие успехи Советского Союза в космосе, которые были у всех на виду, дало им понять, что советские специалисты ракетно-космической отрасли произвели на весь мир неизгладимое впечатление. А, следовательно -- советская общественно-политическая система, обеспечившая эти успехи, оказалась самой передовой демократической системой в мире, особенно привлекательной для стран третьего мира. Этого американцы уже не могли допустить, и Конгресс финансировал космическую программу США так, что имея такие деньги, Королев высадил бы, наверняка, к концу 70-х годов советскую экспедицию на Марсе!

В то время в Советах не было органа, который напрямую занимался бы вопросами продвижения вперед советского проекта высадки на Луну. Даже управления в составе ВПК не создали. Но зато в излишестве было стремление войти в "лунную" программу со стороны блестящего главного конструктора Владимира Челомея. Постановление Совета Министров и ЦК от 25 октября 1964 года (третье по счету), которое гласило "О сосредоточении сил конструкторских организаций промышленности на создании комплекса ракетно-космических средств для облета Луны и подготовки условий для последующей организации высадки экспедиции на поверхность Луны" узаконило двоевластие при ее реализации: к ведущему ОКБ-1, которым руководил Королев, к подготовке облета Луны было привлечено ОКБ-52, которым руководил Челомей.

Янгелю было поручено проектирование и испытание разгонных и посадочных ступеней, с которыми он справился быстро и качественно. Но американец -- полковник ВВС Фрэнк Борман полетом космического корабля "Аполлон-8" 21 декабря 1968 года вогнал аршинный гвоздь в домовину советской лунной программы. Планируемый облет Луны для СССР потерял приоритетный характер, и дальнейшие работы были прекращены. Советский лунный отряд, которым командовал Алексей Леонов, был расформирован за ненадобностью.

УСПЕХ ОСТАЛСЯ… ИНЖЕНЕРНО-СПОРТИВНЫМ ДОСТИЖЕНИЕМ

У американских космических специалистов, над которыми в меньшей степени, чем над советскими, довлел принцип постоянно удивлять своими успехами мировую общественность, было время и наземная база из стендов-стартов для плановой и целенаправленной отработки ракетно-космической системы для экспедиции на Луну. Роль NASA невозможно переоценить: она сумела обеспечить стройную систему субподрядных фирм при жесточайшем спросе за нарушение качества работы и сроков ее выполнения.

Высадка американских граждан на Луне, безусловно, -- выдающееся событие мирового класса, но оно им и осталось, ибо дальнейшего развития освоения Луны не произошло из-за отсутствия лунной базы. Гигантская стоимость ее строительства могла полностью разрушить экономику США. Поэтому, событие превратилось в мировое инженерно-спортивное достижение. Американцы это поняли достаточно быстро и постарались наверстать упущенное в использовании долговременных орбитальных станций в качестве космических баз, в чем на то время так преуспел СССР. В космической гонке все еще впереди…

За последние десять лет СМИ только и трубят, что на самом деле первая высадка на Луну и последующие шесть -- чистейшей воды монтажи высшей пробы. Как полковник космических войск, специалист, проработавший на космодроме Байконур 30 лет, утверждаю, что на экспедиция на Луну технически возможна. Одним их основных доводов противников было то, что якобы установленный американцами флаг не висит бесформенно, а натянут так, будто дует сильный ветер. Да, известно, что на Луне нет атмосферы и ветра. Но надо учесть огромную любовь американцев к своей стране и ее символу. Еще на Земле, перед полетом, они изготовили легкую рамку для флага. Да и собранные ими более 400 кг лунного грунта, прошедшего лабораторный анализ -- подтвердил происхождение. Это один из надежнейших достоверных свидетельств высадки на Луну. Доставить такое количество грунта техническими средствами на настоящий момент времени не возможно. К примеру, советский автоматический лунный корабль "Луна-16" своим грунтозаборным устройством сумел добыть лишь больше десятка граммов...