1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №162 (1507) за 23.07.2003

"ЗА 12 ЛЕТ НЕЗАВИСИМОСТИ ВЫЕХАЛО 200% АНСАМБЛЯ ВИРСКОГО"

Как раз в году цветет папоротник, так единожды за целый год мы можем увидеть сольный концерт легендарного заслуженного академического национального ансамбля танца Украины имени Вирского. Зрителей всегда набивается столько, что стены Дворца "Украина" вынуждены проходить тест на прочность. В этом году ансамбль отмечает 65-летие.

Сегодня один из самых выездных "экспортных" ансамблей Украины -- это целое танцевальное государство с хореографической школой, студией, оркестром, костюмерными и постановочными цехами. О сегодняшнем дне коллектива рассказывает художественный руководитель ансамбля, лауреат государственной премии имени Шевченко, народный артист Украины и России, профессор, академик Мирослав Вантух.

-- Мирослав Михайлович, вы, так же как и руководители других национальных коллективов, долго добивались внимания к своим нуждам, но безуспешно. И вдруг такой роскошный ремонт.

-- Это длинная история. Как-то в Витебске на 10-летие "Славянского базара", где присутствовали три президента -- России, Украины и Белоруссии, мы очень хорошо выступили. Потом мы вместе с Леонидом Даниловичем летели обратно в Киев и много говорили о проблемах культуры. И он пообещал приехать к нам на репетицию. Обещание сдержал, побывал во всех коллективах, в том числе и в нашем, а после этого спросил: "Что нужно?" Я сказал: "Сделайте ремонт". И спустя какое-то время президент попросил министра транспорта Георгия Кирпу помочь нам. Тот приехал, походил, посмотрел и сказал: "Одни стены оставить -- все переделать, чтоб здесь была Европа". Собственно, это здание -- базовое для нескольких коллективов -- строили еще при советской власти, оно уже технически устарело. Мы здесь уже пятнадцать лет, а нормального ремонта не было около тридцати. Тысячи людей работали в три смены, ведь в здании двенадцать этажей с подвалами, и сделали все достаточно хорошо. Еще кое-что нужно доделывать, но, в принципе, дело идет к концу, можем работать. По большому счету, это, конечно, огромный подарок для культуры в ее год, и сегодня это просто фантастика. Конечно, раньше нам не хватало места, так как в одной только школе 450 детей, и мы вынуждены были в коридорах заниматься. А сейчас вместо трех балетных залов стало четыре со всеми удобствами.

-- Кстати, о школе. Знаю, что это ваша гордость.

-- Да, авторитет школы очень возрос. Наши ученики за десять лет побывали больше чем в двадцати странах мира и не только с ансамблем, но и самостоятельно. Вот только за это лето дважды ездили в Венгрию на фестивали и, по отзывам специалистов, нашим детям там просто не было равных. А в прошлом году они стали лауреатами международного фестиваля "Звезды мирового балета". Дважды были в Италии, где получили приз на международном конкурсе "Дети-вундеркинды".

-- Последние годы очень актуальна проблема отъезда артистов за границу. Судя по тому, что в юбилейном концерте танцевали совсем молодые артисты, эта проблема и сегодня существует?

-- Я подсчитал, что за двенадцать лет независимости выехало двести процентов состава ансамбля. Это просто невозможно осознать. Хотя зарплаты национальным коллективам и подняли, но все равно самая большая -- 680 гривен минус вычеты, а там, куда они едут, платят от полутора тысяч долларов.

-- Что же получается: вы отдаете готовых, классно подготовленных артистов в другие страны?

-- Мы готовим их для всего мира, работаем на дядю Сэма. Я неоднократно обращался в Кабмин, в Верховную Раду: "Ну, сделайте, наконец, контрактную систему!" Со мной Министерство культуры подписывает контракт, а я с артистами -- не могу. Подсчитайте сами, сколько нужно для подготовки артиста балета: с шести лет берем на два года в подготовительную группу школы, в восемь он туда поступает и учится десять лет. Затем на конкурсной основе поступает в студию, где занимается два года -- это в сумме уже четырнадцать лет. И это еще не артист. Вот поработает в ансамбле четыре-пять лет -- тогда уже можно говорить о профессионализме. И в каждого я должен вложить не только душу, но и нервы, время, так как нужно, грубо выражаясь, поползать вокруг него, чтобы вывернуть руки, ноги, поставить спину. Ведь балет -- это шахтерский труд, и самостоятельно артист этого не сделает, такова специфика нашей профессии. И не один Вантух работает для этого -- существует целая команда педагогов, репетиторов, концертмейстеров. А он потом даже "спасибо" и "до свидания" не говорит. Я понимаю в какой-то мере, что артисты едут зарабатывать деньги, но неужели совсем нет любви к своей культуре и стране? Даже мои ученики, уже работающие за границей, когда мы приезжаем туда на гастроли, приходят с новыми хозяевами прямо на репетиции и отбирают лучших. А мы снова начинаем все сначала! Фактически ансамбль давно бы из-за этого прекратил свое существование, если бы не школа и студия. Когда Павел Вирский основал студию, был достаточно богатый выбор танцовщиков из других профессиональных коллективов, а теперь и этим коллективам тоже неоткуда брать артистов. За 23 года работы здесь я ни одного артиста "со стороны" не смог принять, и мы вынуждены готовить их сами. А в результате -- все уходит в песок.

-- Но ведь даже очень хорошему артисту все равно все деньги не заработать...

-- Конечно. Знаете, я еще с 1964 года возил львовский ансамбль "Юность" больше чем в 25 стран мира, и возможностей там остаться было предостаточно. Мне предлагали огромные суммы, но никогда даже мысли этой в голове не было. Для меня там все чужое. Я уважаю культуру всех стран, но более всех -- свою собственную.

"МЫ ОПОЗДАЛИ С СОЗДАНИЕМ СОЮЗА НА 65 ЛЕТ"

-- Слышала, что вы выступили с интересной инициативой.

-- Недавно на съезде хореографов Украины мы создали Всеукраинский хореографический союз. Мы опоздали с его созданием лет на 65, так как другие творческие союзы уже давно существуют. И сейчас Союз, Министерство культуры и Ансамбль Вирского впервые за двенадцать лет проводят конкурс танцевальных коллективов, приурочив его к 100-летию Павла Павловича Вирского, которое будет отмечаться в 2005 году. Просмотрели более 600 коллективов, которые в большинстве своем имеют довольно высокий уровень. В этом конкурсе принял участие даже ансамбль Военно-Морских сил России в Севастополе, у них очень интересная хореографическая композиция "Баня". Вот уж никогда не думал, что в танце можно так оригинально развить банную тему! Был и ансамбль Вооруженных Сил Украины, ансамбли МВД и Погранвойск. Очень приятно, что есть хорошие сельские коллективы, особенно отличилась Ивано-Франковская область, которая показала просто блестящие результаты. Из Закарпатья приехали 400 человек и устроили настоящий праздник, выпустив специальные афиши, буклеты. Конечно же, люди соскучились, ведь таких концертов давно уже не было, тем более не выезжает самодеятельность.

-- Неужели самодеятельность еще "не добита"?

-- Конечно, нет. Хорошие коллективы есть в Донецкой, Харьковской, Житомирской областях. Очень хорошо показал себя и Крым, где наряду с сильной татарской самодеятельностью, есть и украинская. А вот слабее всех, к сожалению, в Одесской, Черновицкой, Сумской областях. Сегодня я могу дать исчерпывающую информацию по каждой области. Подводить итоги будем позже, когда соберется оргкомитет. А заключительным аккордом конкурса будет концерт во дворце "Украина" в октябре.

-- Мирослав Михайлович, как вы думаете, от чего зависит развитие или упадок любого коллектива: от конкретных людей или от вложенных средств?

-- Я объездил всю Украину, и могу сказать, что сегодня абсолютно все в одинаковом положении. Взять хотя бы детские коллективы: прекрасный житомирский ансамбль "Сонечко" пользуется большим успехом и туда трудно попасть. В тех же условиях работает и какой-нибудь другой детский коллектив, но руководитель не в состоянии удерживать его на уровне. Многое, конечно, зависит от руководителей местной власти. Например, на Закарпатье есть замечательный (кстати, профсоюзный) детский ансамбль "Джерельце Карпат", но им в помещении постоянно отключают свет, нет воды, местные власти не помогают. Говоря прямо, если мы свою культуру не будем развивать, то кто же это будет делать? Для меня это больная тема. Говорят, что якобы нет популярности. Но как она появится, если закрываются клубы, в помещении устраиваются казино или еще что-то подобное? Кроме дискотеки молодежи больше некуда пойти. Но нельзя сидеть и ждать, пока кто-то придет и что-то нам организует. И такой фестиваль -- огромный стимул для существующих коллективов. Знаете, правильно говорят, что тот, кто что-то хочет сделать, всегда найдет время, а тот, кто не хочет -- причину, чтобы не делать. Я от всей своей работы получаю удовольствие. Кому-то же нужно это делать.

-- Танцовщиков ансамбля имени Вирского всегда называли "культурными дипломатами".

-- Когда ансамбль стал впервые выезжать за границу, то там даже не могли представить, что вообще возможен такой высокий класс. А сейчас мы готовимся к поездке в Венгрию, потом в день Независимости -- два концерта в Румынии. В октябре двенадцать концертов в Лондоне и Манчестере, а в ноябре -- на полтора месяца гастроли в Японии. Расписан и следующий год: Канада, Америка -- все время в дороге. Конечно же, и встреч очень много, в том числе и с журналистами. Когда очень известная американская журналистка и искусствовед Анна Киселева написала, что "в ансамбле имени Вирского сорок Нуриевых" (в нашем концерте было сорок мужчин-танцовщиков), по всей Америке был бум, так как там очень доверяют прессе. На каждый концерт приходят известные люди: актеры, спортсмены, политики. Мы работаем, как правило, в лучших концертных залах. Вот в начале этого года второй раз ездили в Египет. Совершенно отличная от нашей страна, но когда мы выступали, зал стоя приветствовал нас шквалом аплодисментов. В Японии на предыдущих гастролях мы были по приглашению Дайсаку Икеда. Это уникальная и очень известная в Японии личность -- политик, писатель, публицист, художник. Он почетный доктор 121 университета, в том числе и нашего Национального им. Шевченко, возглавляет международное буддистское движение. Икеда специально создал концертную организацию, которая приглашает в Японию лучшие мировые коллективы, так как считает, что "искусство и культура -- это высший зов души и единения между народами и противопоставление насилию и войнам". Интересно, что на уничтоженной американской военной базе японцы посеяли подсолнухи. Когда мы выступали в Японии, то на заднике сцены нарисовали поле подсолнухов.

-- Вам бы книгу воспоминаний написать.

-- Об этом мне давно уже говорят. Я, например, дважды встречался с Фиделем Кастро на Кубе, с Чаушеску, Янушем Кадаром, с Жаком Шираком, принцем Альбертом, который после концерта в Монте-Карло сказал нам: "Вот видите, эти сытые миллионеры и миллиардеры стоят перед вами". А сколько незабываемых интересных встреч у меня было с самим Павлом Вирским, с Игорем Моисеевым, Юрием Григоровичем в Большом театре! В ансамбле работает вся моя семья: жена, дочь, сын и уже восьмилетняя внучка. Когда я прихожу измученный с работы, она мне дает такие импровизированные концерты, что усталость сразу куда-то девается.

-- Жаль только, что ансамбль имени Вирского мало видят в самой Украине.

-- Знаете, что интересно, сейчас наступило такое время, когда нам начали звонить из разных областей Украины и просить: "Приезжайте к нам с концертом, мы даже возьмем на себя часть финансирования, только приезжайте". Значит, люди соскучились по нашей культуре, и хотят нас видеть.