1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №163 (1508) за 24.07.2003

ВСТРЕЧА ЯНУКОВИЧ--КАСЬЯНОВ: ДИАЛОГ ПОЛУЧИЛСЯ РЕЗУЛЬТАТИВНЫМ

В конце прошлой недели в Ялте состоялась межправительственная встреча премьер-министров Украины Виктора Януковича и России Михаила Касьянова. Эксперты отмечают, что диалог получился результативным. В частности, руководитель общественной организации "ЗУБР", народный депутат Украины прошлого созыва, эксперт по макроэкономике Елена Мазур в интервью журналисту "Сегодня" заявила, что решение двух премьеров ускорить работы по совместному производству самолетов Ан-70 считает очень важным и своевременным, а договоренность о создании свободной экономической зоны -- "исторической и судьбоносной для наших стран".

-- Виктор Янукович и Михаил Касьянов еще раз подтвердили свое намерение уже осенью приступить к созданию единой свободной экономической зоны на территории Украины, России, Белоруссии и Казахстана. Как вы оцениваете эти заявления?

-- Наша организация всегда подчеркивала, что именно создание свободной экономической зоны возобновит пошатнувшиеся связи и придаст новый импульс сотрудничеству между нашими странами. Более того, наши разработки, касающиеся создания и функционирования подобного экономического образования, находятся сейчас на рассмотрении в Администрации Президента. Есть основания полагать, что они будут учтены при выработке базового соглашения. Важно, что заявления двух премьеров прозвучали не только как декларация о намерениях. И из уст Касьянова, и с уст Януковича были произнесены заверения, что и Украина, и Россия уже в ближайшее время начнут осуществлять практические шаги в этом направлении. Первым шагом на этом пути должна стать отмена исключений и ограничений на торговлю определенными видами продукции.

-- Ялтинская встреча премьеров России и Украины ознаменовалась принятием еще одного важного решения. Обе стороны высказали готовность довести до логического завершения проект серийного выпуска самолета Ан-70, которому, как они заявили, нет аналогов в мире. Почему же россияне до последнего дня сомневались в целесообразности такого шага? Вы, будучи депутатом ВР и членом комитета промполитики, хорошо знакомы с данной проблематикой и наверняка знаете, чем было обусловлено нежелание России поддержать строительство авиалайнера: только лишь замечаниями к его техническим характеристикам, как уверял Касьянов, или тут сыграли роль другие факторы?

-- Ни украинская, ни российская сторона не являются противниками данного проекта. Здесь чувствуется влияние третьей стороны. Ни для кого не секрет, что французские, канадские и американские авиакомпании не желают появления на мировом рынке сильного конкурента в лице нашего Ан. И это нужно было предвидеть и научиться этому противостоять... В свое время я была автором проекта закона Украины "О поддержке авиастроительной промышленности", который был принят, и со знанием дела скажу, что и пассажирский Ан-140, который уже запущен в серийное производство, и военно-транспортный Ан-70 соответствуют всем мировым стандартам. Давайте пойдем от обратного: если бы наши самолеты не представляли серьезную конкуренцию в мире, против них никто бы не боролся. Сегодня, чтобы сообща бороться за мировые рынки и противостоять агрессивному давлению извне, рассматривается вопрос о создании украинско-российского авиастроительного консорциума.

-- Насколько идея экономического сближения Украины и России находит поддержку на уровне областей? Есть ли у вас конкретные примеры?

-- Мне часто приходится присутствовать на встречах губернаторов приграничных областей Украины, Белоруссии и России. Их вклад в дело развития добрососедских отношений между нашими странами трудно переоценить. Прямые экономические связи между ними все более расширяются и углубляются. Руководители большинства соседних с Украиной российских областей являются членами Госсовета РФ, постоянно контактируют с Владимиром Путиным и небезуспешно лоббируют украинско-российские интересы. В частности, в прошлом году не без их участия был учрежден Белгородский международный экономический форум. В его работе участвовали губернаторы Белгородской и Харьковской областей, председатель Верховной Рады Владимир Литвин и вице-премьер Дмитрий Табачник. И подобных мероприятий состоялось уже десятки.

-- Как вы считаете, не будет ли создание свободной экономической зоны препятствием для вступления Украины, России и Белоруссии в Евросоюз?

-- Прежде всего я считаю, что Украина нужна Европе даже в большей мере, чем Европа нужна нам. Когда я была секретарем парламентского комитета по вопросам промполитики, приходилось участвовать в ряде экономических форумов "Украина--Европа". Практически во всех европейских странах с большим уважением отзывались о нашем научно-техническом потенциале и высказывали удивление, почему он до сих пор не востребован в самой Украине. Есть такое понятие как ресурсные и малоресурсные страны. Как раз Россия и Украина относятся к первой категории. Многие же европейские государства этим похвастаться не могут и они этого не отрицают. Поэтому создание свободной экономического пространства в рамках четверки ничуть не отдаляет нас от мировой цивилизации, а наоборот, делает еще более привлекательными и равноправными партнерами во всех отношениях.