1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №164 (1509) за 25.07.2003

CЛОВЕНЦЫ ПРИНОСИЛИ УКРАИНСКИМ МОРЯКАМ ЕДУ, ЧТОБЫ ТЕ НЕ УМЕРЛИ С ГОЛОДУ

Наша газета не раз писала о злоключениях украинских моряков, нанявшихся на суда под иноземными прапорами. То "посудину" за чьи-то долги (например, ЧМП), в чужом порту тормознут, то пираты нападут, то на борту наркотик в огромном количестве найдут... Очередная история похожего плана приключилась в одном из портов Словении. Там, правда, морякам вообще не довелось выйти в море, но неприятностей, тем не менее, они хлебнули вволю. Причем виноватых теперь не найти, -- севастопольская фирма, направившая моряков на работу, благополучно "сгинула", чтобы, не исключено, тут же возродиться под другим названием. А ведь, по неофициальным данным, только за то, чтобы получить работу, моряки платят таким фирмачам "черным налом" от одной будущей зарплаты и выше (разумеется, в валюте). О том, как развивалась эта история, мы беседуем с консулом Украины в Словении Владимиром Цыбульником.

-- Начну с конца -- по информации портовых властей, на днях наши моряки все же улетели по маршруту Любляна--Москва--Симферополь, далее -- домой, в Севастополь.

Ситуация начала развиваться в ноябре прошлого года, когда на португальское судно "Sie Ness", владельцем которого являлся итальянский гражданин, прибыли 6 украинских моряков, подписавших контракт с севастопольской компанией (на сегодня фирма находится в розыске). Экипаж судна состоял из 12 человек -- румыны, итальянцы и наши. Украинцы -- четыре матроса и два офицера, три румына-матроса и итальянцы -- старшие офицеры.

Судно уже находилось в порту Изола, его следовало подремонтировать перед выходом в море, чем и занялся экипаж. Однако когда в январе моряки так и не увидели зарплаты за все время работы, они ремонт прекратили, стали требовать денег. Выяснилось, что никто не знает, куда девался хозяин... Масла в огонь подлила судоверфь, терпевшая по вине "Sie Ness" значительные убытки, ибо судно занимало место, использовало энергию, воду и т.д., но никто за это не платил. О ситуации узнали и стали активно писать о ней словенские СМИ. Так информация попала ко мне. И в конце февраля я приехал на место.

-- А власти вас не информировали о случившемся?

-- По словенским законам, если человек не обращается сам с заявлением о помощи, то власти никого не информируют. Они очень бережно, корректно, я бы сказал, относятся к приватной информации... Кроме того, наше консульство на тот момент буквально только открылось и мало кто из украинцев знал о нашем существовании. Так что мой приезд был для земляков приятной неожиданностью. Мы встретились, я выслушал рассказ наших моряков и тут же отправил соответствующую информацию в Киев.

Хочу подчеркнуть, что контракт был заключен между физическими лицами (моряками) и упомянутой фирмой, государство Украина к нему ни малейшего отношения не имело и каких-либо обязательств не несло. Тем не менее, когда возникла проблема с питанием, я получил от нашего МИД разрешение потратить определенную сумму из бюджета (а это государственные деньги), чтобы приобрести и передать на судно продукты. Только после этого и представитель международного профсоюза моряков, и местное телевидение начали кампанию в поддержку экипажа. Словенцы вообще очень отзывчивые люди, но узнав о случившемся, многие совершенно посторонние люди приносили морякам еду, поддерживали, чем могли.

Как я уже сказал, экипаж был интернациональным. Итальянцы к ситуации отнеслись спокойнее всего, просто уехали по домам, благо, до итальянской границы от Изолы рукой подать, несколько километров. Румыны и наши остались. Зима в тех краях не очень суровая, Адриатика все же, но -- не лето. Так что были проблемы не только с водой, но и с топливом.

-- Кого вы увидели, зайдя на судно -- замерзших, изможденных людей?

-- Уставших и разочарованных. Они все же поддерживали судно в рабочем состоянии, хотя это было и непросто -- ему более 30 лет. На тот момент (февраль-март) задолженность по зарплате составляла около 20 тысяч долларов.

Так вот, когда моя информация попала в МИД Украины, оттуда вышли на наше посольство в Италии, чтобы как-то помочь отыскать владельца судна. Оказалось, что его уже ищет местная полиция. В конце концов нашли, но выяснилось, что он -- банкрот. Этот человек появился на судне, понемногу стал снабжать экипаж продуктами, чтобы поддержать силы... И объявил о продаже судна.

С этим сразу возникли проблемы, ибо судно не только было старым, что отпугивало покупателей, но, к тому же, обнаружилось, что оно не имеет флага и вычеркнуто из морского регистра. То есть будущему хозяину придется раскошелиться не только на погашение долгов, но и на приобретение флага и регистра.

-- А без этих атрибутов судно имело право выйти в море?

-- Нет. Это можно сравнить с автомобилем, не имеющим регистрационного номера.

-- Ситуация зашла в тупик?

-- Ситуация разрешилась в конце мая -- начале июня, когда все же нашелся покупатель на судно. Экипажу пообещали заплатить, но не всю сумму долга, а лишь часть. Хозяин заявил, мол, за что платить, вы же не отработали то, что положено по контракту... Моряки, конечно же, хотели больше. Я встречался со всеми заинтересованными сторонами и в конце июня договоренность была все же достигнута. Наши моряки получили примерно 20% от оговоренной в контракте суммы и, как я уже говорил, улетели домой.

От автора. Полистав местные газеты, узнал, что в ходе конфликта была и достаточно экстремальная ситуация. В какой-то момент судно хотели вывести из верфи в море, ибо стоянка на рейде обходится дешевле (не занимается "ремонтное" место). Однако наши моряки проявили характер и "зацепились" якорем, не дав судну тронуться. Бог знает, в чем их тогда могли обвинить (что за самодеятельность в чужой стране!?), но все удалось разрешить миром...