1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №165 (1510) за 26.07.2003

В СТОЛИЦЕ ЕСТЬ МЕСТО, ГДЕ МОЖНО ОГЛОХНУТЬ ОТ... ТИШИНЫ

В автобусе бабуля делилась со знакомой, как выведывает секреты у соседей. "Прикладываю к стене литровую банку и..." -- шептала "разведчица". Откровения старушки вспомнила, когда попала в акустическую лабораторию столичного НИИ строительных конструкций. Там подтвердили, что бабушка -- "на правильном пути": метод усиления звука с помощью посуды используется, как минимум, тысячу лет.

МИКРОФОНЫ ДЛЯ... БАТЮШКИ

На руинах древних церквей археологи находили уйму глиняных черепков. Зачем в храмах столько кувшинов?

-- В 90-е годы перед воссозданием Михайловского и Успенского соборов в Киеве ученые поняли: керамические амфоры или голосники встраивались в купола и стены культовых сооружений для улучшения звучания, -- поведал Леонид Осипчук, старший научный сотрудник лаборатории. -- По осколкам восстановили их и определили, что именно такие сосуды реагируют как микрофоны на низкие мужские голоса, то есть -- священников. Когда строились соборы в ХI веке, амфоры привозили из Византии. Позже "посуду" выжигали киевские мастера.

Чтобы звуковой фон отстроенных храмов не уступал старинным, их "начинили" несколькими десятками керамических емкостей. Голосники также сохраняют тепло и уменьшают давление стен на фундамент. Кстати, в Софийском соборе их можно увидеть в толще сводов.

-- Для сохранения уникальной акустики Колонного зала имени Лысенко Национальной филармонии перед началом реставрации пришлось на сцене... выстрелить из пистолета холостыми патронами, -- удивляет собеседник. -- Среди "слушателей" был и мэр столицы. Приборы перевели эхо выстрела в параметры звукового поля, а мы установили, как отделать современными материалами 100-летнее сооружение, не ухудшив звучания в нем.

Особенно важны штукатурка на стенах и колоннах, о которую ударяются звуковые волны, и деревянная конструкция, встроенная в потолок, выполняющая ту же роль, что и дека в гитаре. Старинные стулья и люстры зала не решились менять, чтобы новое убранство не "заглушило" помещение. Так что после завершения работ филармония "звучит", как раньше. Мешает только вибрация от стука колес проезжающих машин о брусчатку. Укатать бы вместо камней асфальт... Возможно, во время реконструкции Европейской площади так и будет. Правда, ГАИ эта идея не нравится: на Владимирский спуск транспорту безопаснее съезжать по булыжникам.

ОТ ШУМА СПАСЕТ... СВИНЕЦ

Стрелять ученому приходилось и в оперных театрах -- киевском и одесском. А в гостиницы и высотки-новостройки он ходит с имитатором звука -- машинкой ударного типа. Это несколько молотков, рукоятки которых прикреплены к одному валу. Нажав кнопку, заказываешь технике "желаемый" шум. Пуск -- и "ходит" или "бегает" человек. Включила прибор -- рядом послышался скрежет передвигаемого шкафа и топот надрывающихся рабочих. Жутковато: кажется, что прозрачные "барабашки" тащат невидимую мебель -- так и хотелось посторониться, чтобы не "наехали".

-- От громкоголосых соседей страдают не только жильцы "коробок", -- поясняет собеседник. -- Не позавидуешь порой и хозяевам загородных вилл. От музыки за стеной в некоторых зданиях и вата в ушах не спасает. Особенно "доставучие" басы. Остановить их может массивная кирпичная стена или тонкие перегородки из свинца -- одного из самых плотных металлов.

Однако советы эти (особенно второй) разве что миллионерам сгодятся. Нам же спастись от шума можно многослойными стенами с прокладками из минеральной ваты, гипсокартонных плит. Но если неправильно смонтирована основа из арматуры, все усилия и затраты напрасны, поскольку сама конструкция -- проводник звука. Этим "недугом" страдает большинство наших зданий, особенно "хрущевки".

ДЕПУТАТСКАЯ СТЕНА

Заходим в пустое помещение: высота потолков -- более 6 метров, а входная дверь расположена посередине стены. По лестнице спускаемся вниз. Провожатый показывает на пол, уложенный матрацами из объемной синтетики, и что-то рассказывает, но я слышу только гул, едва разбирая отдельные слова.

-- Комната настроена на самое продолжительное звучание эхо, -- повторяет Леонид Никитович, когда выходим в коридор. -- Сейчас на исследовании там звукопоглощающие маты, надо установить, какую часть звуковой энергии, исходящей от стен, пола и потолка, они поглощают и превращают в тепловую.

Какие звуки издают стены, потолки и пол, от которых еще и эхо идет? Оказывается, "звучат" все предметы вследствие происходящих в них физических процессов. Мы этого не ощущаем. Вроде бы.

Лязгнул замок, и мы -- в розовой и мягкой на вид комнатушке. Стены, пол и потолок обтянуты 80-сантиметровым слоем синтетических клиньев, создающих звуковой вакуум.

На деревянной подставке покоятся гитары, микрофон, барабаны. Помещение арендуют музыканты -- идеальные условия для звукозаписи: нет посторонних призвуков. Ощущаю, как закладывает уши, начинает болеть голова. Вот что значит полная тишина...

Экскурсия продолжается в комнате, где на одной из стен еще не остыл раствор. Ремонт, что ли?

-- Вообще-то здесь пустой проем, -- снова удивляет Осипчук. -- Когда надо проверить, как стены в возводящихся зданиях будут изолировать шум, берем материалы, из которых их собираются делать, и сооружаем перегородку в нише. Кстати, эта керамзитобетонная -- для нового админздания Верховной Рады. Установили, что тишина депутатам обеспечена.

За 30 лет в акустических камерах лаборатории побывали на обследовании окна, двери, стены, полы, холодильники, пылесосы, электробритвы, музыкальные инструменты. В Украине это единственная лаборатория.