1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №165 (1510) за 26.07.2003

НЕНАВИСТЬ И ОТЧАЯНИЕ СКНЫЛОВА

Годовщина Скныловской трагедии, произошедшей на злосчастном аэродроме во время показательного авиашоу, фактически превращается в сплошной скандал. До сих пор еще не все гладко со средствами на оказание почестей погибшим в трагедии. Но не это главное. Как заявил председатель общественной организации "Скнилівська трагедія" Стефан Козак, список липовых претендентов на денежную выплату постоянно пополняется.

"Скнилівська трагедія" по этому поводу обратилась в Генеральную прокуратуру, однако до сих пор не получила ответа. Те, кто находились в эпицентре трагедии, даже спустя год после случившегося, остаются без внимания государства, в отличие от псевдопострадавших. Настоящие жертвы испытывают двойное унижение: они не могут прийти в себя после потери близких, вместе с тем, положенную материальную компенсацию им приходится буквально отвоевывать.

"ИМ ВЫГОДНО ДЕЛАТЬ ИЗ НАС ДУРАКОВ"

Светлана Атаманюк, жительница Львова, потерявшая во время катастрофы дочь, зятя и двух внуков, лишь недавно добилась, чтобы Генпрокуратура признала ее потерпевшей.

-- Им выгодно делать из нас дураков, -- рассказывает пани Светлана. -- Мало того, что постоянно гоняют из кабинета в кабинет, так еще и не выплачивают положенную нам компенсацию... Хотя, поверьте, потерю дочери, зятя и внуков мне не заменят никакие тысячи. Сестра после трагедии слегла, мама тоже практически живет в больнице. Нам не хватает элементарного -- лекарств. Удивляет то, что при потере четырех родственников помощь нам начислили только на дочь, мотивируя это тем, что внуки потеряли родителей. Чиновники посчитали, что раз нет папы и мамы, то и некому платить компенсацию.

СПРАВКА "СЕГОДНЯ"

СКОЛЬКО СТОИТ ГОРЕ


Всего Кабинет министров выделил 10 миллионов гривен. А именно:

-- семьям погибших -- 5,485 млн. грн.;
-- помощь потерпевшим вследствие аварии -- 2,075 млн. грн.;
-- похорон -- 250 тыс. грн.;
-- надгробные памятники и благоустройство могил -- 250 тыс. грн.;
-- лечение и медицинская реабилитация -- 180 тыс. грн.;
-- инвалидные коляски, протезирование и реабилитация -- 553 тыс. грн.;
-- бензин организациям, которые были задействованы в ликвидации последствий катастрофы -- 32 тыс. грн.;
-- аварийно-восстановительные работы -- 500 тыс. грн.;
-- непредвиденные расходы -- 675 тыс. грн.;

Львовская госадминистрация выделила по 2 тысячи гривен на каждого погибшего. Каждый депутат Верховного Рады пожертвовал семьям скныловских жертв свой однодневный заработок.

Надежда Ковбак получила серьезные травмы во время авиакатастрофы, она до сих пор находится на стационарном лечении. В тяжелом состоянии остается Андрей Бондаренко, во время катастрофы он получил перелом ноги. Из-за отсутствия средств в течение 10 месяцев ждал операции на аппарате Елизарова. Татьяне Гавриловой предстоит уже четвертая операция, но не может позволить себе такое "удовольствие", так как у ее 15-летнего сына очень серьезная травма -- пробита подколенная артерия. Мама посчитала, что в первую очередь нужно спасать ребенка. Любовь Ступец осталась инвалидом. Она перенесла две операции, сейчас ожидает третью. Ее племянник также остался тяжелобольным после трагедии.

Бабушка погибшего Эдуарда Строева ждет на денежную компенсацию почти год. Могила внука, который был единственным кормильцем, до сих пор неблагоустроена. Деньги утеряны в бумажной волоките.

-- От государства я абсолютно ничего не получила, -- рассказывает пани Мария. -- Написала заявление, чтобы выделили деньги хотя бы на лекарства. Но мне объяснили, что я всего лишь бабушка погибшего, поэтому мне помощь не положена. Через полгода меня все же признали потерпевшей. Теперь я в списках тех, кому должны выплатить компенсацию, но денег так до сих пор и не видела.

Между тем местные власти утверждают обратное: почти все деньги пострадавшим уже выплачены. Губернатор Александр Сендега заявил на пресс-конференции, что не решенными остаются лишь незначительные вопросы: "Вопросы, конечно, есть... В частности, с отдельной категорией людей, но не скажу, что кто-то обделен или ущемлен. На сегодня, считаю, остались лишь мелкие вопросы".

СПРАВКА "СЕГОДНЯ"

КТО СКОЛЬКО ПОЛУЧИЛ


Семья погибших, которая имеет право на выплаты -- дети, жена (муж), родители, а также лица, которые были на содержании погибших вследствие катастрофы. Было выделено:

-- на каждого несовершеннолетнего ребенка, который потерял обоих родителей -- 80 тыс. грн;
-- на каждого несовершеннолетнего ребенка, который потерял одного из родителей -- 40 тыс. грн;
-- на каждого совершеннолетнего ребенка, который остался без обоих родителей -- 30 тыс. грн. (трудоспособным) и 50 тыс. грн. (нетрудоспособным);
-- на каждого совершеннолетнего ребенка, оставшегося без одного из родителей -- 20 тыс. грн (трудоспособным) и 25 тыс. грн. (нетрудоспособным);
-- вдова или вдовец -- 30 тыс.грн. (трудоспособным) и 40 тыс. грн. (нетрудоспособным);
-- на каждого из родителей, у которых погибли дети -- 20 тыс. грн. (трудоспособным) и 30 тыс. грн. (нетрудоспособным);
-- на каждое лицо, которое находилось на содержании погибшего -- 30 тыс. грн.

Председатель общественной организации "Скнилівська трагедія" Стефан Козак связывает все проблемы невыплат денежной помощи с появлением огромного количества людей, которые стремятся нажиться на трагедии. Ему лично известны фамилии около десятка лжежертв.

-- Для начала они стараются внести свои фамилии в список пострадавших. Если им это удается, пытаются добиться статуса "амбулаторно больных". Затем ищут возможность стать стационарно больными.

ЛЬВОВ ЗАМРЕТ СКОРБЯ

До сих пор не перечислены средства и на оказание почестей памяти погибших. Вообще на все мероприятия предусмотрен 1,1 миллиона гривен. Однако до сих пор нет соответствующих распоряжений комиссии, которую возглавляет заместитель председателя Львовской ОГА Богдан Матолич. В рамках почтения памяти погибших планируют соорудить памятник на месте погребения неопознанных жертв трагедии на кладбище в Брюховичах. На месте падения самолета должен быть возведен Сегмент памяти -- памятник всем, погибшим в авиакатастрофе, на Скныловском мосту -- два пилона-указателя, а на территории Скныловского аэродрома -- часовня Всех Святых Украинского Народа. Улицу Авиационную, если поступит соответствующее распоряжение мэрии, планируют переименовать в улицу Памяти. Будет снят трехчасовой документальный фильм -- причем одним из авторов его выступит Стефко Оробец, председатель Галичской гильдии юмористов(!!!). Утром 27 июля в церквях состоятся панихиды, а в 12.52 (точное время падения Су-27) Львов на минуту замрет в скорби.

-- Я с ужасом вспоминаю тот день, -- рассказывает Светлана Атаманюк. -- Мне сказали, что упал самолет. По дороге на аэродром почувствовала что-то нехорошее... Это были страшные похороны -- четыре гроба. А до этого -- морг и куски человеческих тел, кровь и слезы, ненависть и отчаяние. Свою дочь я узнала по сандалии, она уже была в черном пакете. Огромный санитар подхватил тело подмышки и потянул в морг. Я бросилась за ним, пакет сполз -- и я увидела лицо своей доченьки и стала кричать. Другой санитар, кажется, меня обматерил, но я не обращала внимания на это, все казалось, что дочка сейчас откроет глаза. А дальше точно так же потащили в морг моего зятя. Позже на полу, в груде тел погибших детей я отыскала своих внуков. Казалось, что дети спали. Странно, что в тот момент их тела внешне не были повреждены, а когда их отдавали, они были все в крови. Видимо после вскрытия никто и не собирался зашивать тела -- просто одевали на них целлофановые пакеты. Возле морга мне пришлось провести целых три дня, хотя опознала родных в первые часы после авиакатастрофы. Мне не отдали вещи детей, а когда сказала, что у зятя были деньги, 53 рубля (забыла, что у нас гривни), мне вернули еще советские, давно вышедшие из обращения, 53 рубля.

Ночью приезжали рефрижераторы с холодильными камерами. Сначала один, потом другой. И постоянно перебрасывали куски человеческих тел: то в машину, то из машины. Еще стоял грузовик, доверху заполненный останками. Чтобы случайно что-то не выпало, все это оборачивалось черной пленкой... Интересно, что в Брюховичах похоронили всего три цинковых гроба. Могло ли в них поместиться столько человеческих останков?

-- Мой пострадавший сын Денис кроме физической боли получил и моральные страдания, -- рассказывает Татьяна Гаврилова. -- Я была рядом, когда колесо от шасси самолета проехалось по ноге сына. Моей маме 80 лет, она больна. И сына лечить надо. Иногда мне кажется, что нас превращают в идиотов, когда мы пытаемся отстоять свои права. Мой сын вынужден был оставить учебу. Между тем он единственный ребенок, признанный в Львове после Скныловской трагедии инвалидом. (Есть еще девять взрослых.) При распределении пострадавших на категории он был выделен в отдельную группу. Когда же речь зашла о выплате средств и мне пришлось предъявлять официальные справки, меня обвинили в том, что я "раскрываю тайну следствия". Но почему мой ребенок вдруг стал такой тайной, о которой я не имею права говорить? Ему необходима еще не одна операция для того, чтобы чувствовать себя более-менее нормально. Позже я попросила выделить сыну, который является еще и астматиком, путевку в Солотвино, но нам отказали. А когда обратилась в облгосадминистрацию по этому вопросу, ответили, что "путевку мне предлагали, но я письменно от нее отказалась".

-- Я лишилась сына, -- говорит Мария Щербинина. -- Дома я вою в четырех стенах. Жить не хочется... До сих пор в любую минуту могу потерять сознание дома или улице, долгое время лечусь в кардиологической больнице. Уже видеть не могу, как чиновники во время разговора со мной смотрят в пол. Я их прошу: "Ну посмотрите мне в глаза -- в глаза матери, которая неизвестно по чьей вине потеряла ребенка". А тут еще неприятность: к родственникам моего сына прописали девушку, с которой он якобы встречался полгода. Он не был женат, но ей удалось забрать деньги на погребение и благотворительную помощь. Она еще надеется получить 30 тысяч помощи. А меня пыталась запихнуть в психбольницу, где работает ее тетка. Это позорно и унизительно. Моего сына не вернуть, а я уже устала смотреть, как наживаются на чужом горе.

-- К нам домой пришли какие-то чиновники и пригласили сына в футбольный клуб, мол, там ему презентуют мяч с автографом Андрея Шевченко, -- рассказывает Любовь Ступець. -- Подарка ребенок так и не получил по довольно странной причине: не было самого мяча. Мальчик уже успел похвастать друзьям, что у него будет мяч, подписанный самим Шевченко. Сын до сих пор вспоминает того наглого "мордоворота", который пришел к нам в дом и пообещал этот подарок. Он до сих пор его ждет.

P.S. Общее собрание ГО "Скнилівська трагедія" приняло коллективное обращение к местным властям с требованием отчитаться в том, как они распорядились средствами, выделенными для помощи пострадавшим. Инициативная группа начала собирать все факты, когда деньги не выплачивались, утаивались или доставались "липовым" потерпевшим.

КТО КРАЙНИЙ?

Обвинения предъявлены 12 должностным лицам, в том числе высокопоставленным военным. А именно: бывшему командующему ВВС Украины генералу Виктору Стрельникову, бывшему командующему 14-м авиационным корпусом генералу Сергею Онищенко, бывшему заместителю командующего 14-м корпусом генералу Анатолию Третьякову, помощнику руководителя полетами Юрию Яцюку и пилоту самолета Владимиру Топонарю. Они обвиняются по ст. 364 Уголовного кодекса Украины (злоупотребления властью или служебным положением) и по ст. 367 (служебная халатность).

Между тем, мало кто знает, что в деле о катастрофе Су-27 на аэродроме "Скнилів" проведено альтернативное расследование. Его авторы -- руководители миргородского летного гарнизона. Свои выводы они изложили в обращении к Леониду Кучме и министру обороны Евгению Марчуку.

В этих выводах использован анализ параметров полета и показания "черного ящика". Специалисты указали причину аварии и назвали тех, кто допустил ошибки. Эти выводы изобилуют технической терминологией, но суть такова: руководитель полетов Яцюк -- не виновный.

Интересно, что состав официальных экспертов постоянно меняется. По словам Яцюка, это не специалисты, а "люди, вообще далекие от авиации".

В интервью УНИАН подозреваемые заявили, что "некоторые судьи, причастные к этому делу, уходят на пенсию, так как не хотят отвечать за свои неправомерные действия. Это достоверные данные. Уволился и первый следователь Борис Дирда, докладывавший Генеральному прокурору о всех этих нарушениях".