1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №167 (1512) за 29.07.2003

АКУЛЫ, ДОЙНЫЕ КОРОВЫ И ПОДОПЫТНЫЕ КРОЛИКИ ФОНДОВОГО РЫНКА

Забавную "терминологию" использовали участники "круглого стола" на тему "Дополнительная эмиссия: инструмент привлечения инвестиций или перераспределения собственности?" На время дискуссии за компаниями-игроками на рынке ценных бумаг закрепилось прозвище "акулы" (мол, так и норовят по дешевке поглотить "жирненькие" акции), за юристами -- пираньи не упускающие случая отхватить лакомый кусок для своих клиентов, за финансово-промышленными группами -- "хищники", выжидающие момент, чтобы "слопать" очередное предприятие. Ну а державе достался титул нерадивого пастуха.

Наверное, зоологические параллели уместны в джунглях нашего "дикого" капитализма. "Правовой вакуум, отсутствие прозрачных правил игры негативно влияют на инвестиционный имидж Украины, -- говорит представитель Международной финансовой корпорации Виктор Горбатенко. -- В итоге мы -- на 97-м месте в мире по уровню привлечения иностранных инвестиций". Да и с внутренними дело идет ни шатко ни валко, особенно в тех открытых акционерных обществах, где держава сохранила за собой контрольный пакет акций. Таких ОАО, по словам зампредседателя Фонда госимущества Евгения Григоренко, сегодня -- 357. И на любом из них, по мнению старшего научного сотрудника Института экономического прогнозирования НАНУ Анатолия Федоренко, может возникнуть патовая ситуация. Ведь роль главного владельца -- государства -- обычно ограничивается контролем, денег на развитие производства оно дать не может; а совладелец-частник опасается привлекать средства, не будучи уверен, что в ходе дальнейшей приватизации именно он станет стратегическим собственником. "Видел ли кто-нибудь евроремонт в коммунальной квартире, особенно за счет одного из жильцов? -- риторически спросил А. Федоренко. -- Потому и невозможно полноценное развитие предприятий, где львиная доля собственности принадлежит государству".

То есть державе пора определиться, чего она хочет: держать и не пущать привлекательные объекты, надеясь получить с них солидные дивиденды, или продать их более расторопным хозяевам, дать развиться и при этом выиграть на возросшей сумме налогов. "Есть такие предприятия, которые еще нужно придержать в руках государства. Не потому, что оно хорошо управляет -- как раз плохо, а потому, что нельзя мгновенно всю страну распродать", -- утверждает Е. Григоренко. Но, по его же словам, на десятки миллиардов гривен, которые принадлежат державе в фондах предприятий, она последние 5 лет получает по 150--200 млн. грн. дивидендов. Мизер!

Долго ломали копья дискутанты, выискивая способ "и невинность соблюсти, и капитал приобрести", пока дошла очередь до "подопытного кролика" -- ОАО "Ингулецкий горно-обогатительный комбинат" (ИнГОК), который реально оказался в той самой патовой ситуации. Гендиректор предприятия Владимир Пивень экспрессивно рассказал о намеченной программе реконструкции. Один из проектов предусматривает на порядок сократить потребление воды: в сутки комбинат "выпивает" ее 1,2 млн. тонн -- целую реку. Второй -- добычу железной руды с глубоких горизонтов, третий -- получение стали, минуя доменный цикл. Все это позволит ИнГОК по качеству продукции выйти на 6--7-е место в мире. "Внедрение новых технологий требует до 400 млн. грн. капвложений, -- говорит В. Пивень. -- Даже если мы задействуем все источники, включая кредиты, не хватит. Решили провести допэмиссию на 45 млн. грн., что позволит провести первый этап модернизации, увеличить прибыль и возможности реинвестирования. Минпромполитики, "Укррудпром", представитель государства, как главного собственника, дали "добро". А Госкомиссия по ценным бумагам и фондовому рынку регистрировать эмиссию отказалась. По закону, каждый акционер может выкупить свою долю акций в допэмиссии, но у державы денег нет -- а значит, и другим таким способом инвестировать нельзя. Аргумент: в таком случае контрольный пакет, принадлежащий государству (50% + 1 акция), уменьшится. Но ведь доходы казны при этом возрастут за счет подъема комбината и, соответственно, роста налоговых отчислений. Мы и так в 2001-м перечислили в бюджет 34 млн. грн., в 2002-м -- 63, а за первое полугодие 2003-го -- уже 54 млн. грн. Предприятие в 2002 г. признано лучшим налогоплательщиком Днепропетровщины -- что еще нужно?

Думаю, в отношении нас не сработал главный принцип приватизации: продать "корову" хорошему хозяину, чтобы он ее накормил, дал набраться сил, а уже потом -- доил . "Доярка" осталась прежняя -- держава, и, ни за что не отвечая, ни копейки не вкладывая, требует, чтобы половину "молока" -- прибыли комбината -- отдали на дивиденды. Еле доказали, что нельзя столько, иначе падет "скотина". Стратегические инвесторы готовы выкупить все 100% акций комбината, но не продают им, потому что мы -- лучшие в отрасли. Наверное, надо скатиться в худшие -- но кому мы тогда будем нужны?" "Будет нормально, если мы выставим ИнГОК на продажу, получим хорошие деньги -- и пусть новый собственник им эффективно управляет", -- примирительно сказал Е. Григоренко.

Может, в этом случае так и будет, а может -- нет. Но по главному вопросу -- считать ли допэмиссию инструментом перераспределения собственности или способом привлечения инвестиций -- дискутанты так и не пришли к единому мнению. Однако факт: за прошлый год из этого источника в отечественную экономику влилось более 7 млрд. грн. "живых" денег.